Кто оборвал связь с Господом, тому не будет блага
Молитва-столп религии.
Всевышний говорит в священном Коране (смысл): «Свои молитвы строго соблюдайте, особо (чтите) среднюю молитву, и стойте смиренно пред Аллахом в молитве. (Сура «Аль-Бакара», аят 238)
حَافِظُوا عَلَى الصَّلَوَاتِ وَالصَّلَاةِ الْوُسْطَى وَقُومُوا لِلَّهِ قَانِتِينَ (سورة البقرة آية 238)
Ислам не заботится ни о каком другом поклонении, при правильном мировоззрении и вероубеждении, как о молитве, поскольку она является связью между рабом и его Господом. Поскольку мусульманин встаёт на молитву перед Всевышним пять раз в сутки, восхваляет Аллаха и поминает Его, просит помощи, наставления и прощения, молит Его о Рае и спасении от наказания, скрепляет свой завет с Ним о послушании и покорности Ему. Таким образом, необходимо чтобы такое стояние перед Аллахом, эта молитва и мольба, и возобновляемый завет оставляли след в душе и сердце раба. Необходимо, чтобы молитва способствовала праведности и послушанию раба, совершению благого и отстранению от всего плохого, и это самое важное предназначение молитвы.
Поэтому Всевышний сказал в Коране (смысл): «Воистину молитва удерживает от запретного» (Сура «Аль-Анкабут», аят 45)
إِنَّ الصَّلَاةَ تَنْهَى عَنِ الْفَحْشَاءِ وَالْمُنْكَرِ (سورة العنكبوت 45)
Прилежная настойчивость в исполнении молитв оберегает и отвращает раба от порицаемого, увеличивает в нём приверженность добру и, наконец, углубляет веру в сердце.
Поэтому необходимо, чтобы эта связь оставалась постоянной и прочной. Кто оставит молитву, тот оборвёт свою связь с Господом, а кто оборвал свою связь с Господом, тому не будет блага ни в одном поступке.
Табарани приводит от Анаса хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Первое за что будут отчитывать раба в Судный день – молитва, и если она будет исправной исправными окажутся и остальные деяния, а если была порочной то и остальные деяния окажутся порочными» (Аль-Муъджамуль-авса 1859)
أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة الصلاة فإن صلحت صلح له سائر عمله وإن فسدت فسد سائر عمله (المعجم الأوسط 1859)
Поэтому Всевышний предписал молитву всем пророкам и прежним уммам, и не было пророка, который бы не завещал умме совершать молитву и не остерегал бы свой народ от отказа от молитвы или же пренебрежением ею.
Также Аллах поставил молитву во главе списка поступков праведных верующих сказав (смысл): «Воистину, блаженны верующие, которые смиренны при совершении молитв…».
الَّذِينَ هُمْ فِي صَلَاتِهِمْ خَاشِعُونَ (سورة المؤمنون 2)
Всевышний начал говорить о поступках праведников молитвой и закончил настойчивостью верующих в ней, указав тем самым, что поступки от молитвы до молитвы должны быть праведными и богоугодными.
Тот, кто выполняет предписанные молитвы, не пропуская ни одной, в своё время и стоит перед Всевышним, восхваляя и возвеличивая Его, просит наставления на истинный путь. Путь в соответствии с Кораном и сунной. Будет просить у Аллаха защиты от пути заблудших и погибших. Этот человек непременно ощутит в своём сердце глубину имана. Он непременно почувствует, что стал более смиренным и что за ним наблюдает Аллах. Тем самым образ его жизни будет верным и поступки будут правильными. А тот, кто отвлекается во время молитвы от Всевышнего и занимает свои мысли мирским и молитва не улучшает его сердце и не исправляет его образ жизни, погубил плод этого поклонения. К нему относятся слова Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Та молитва, которая не препятствует совершению мерзкого и порицаемого, только отдаляет от Аллаха».
О братья, раб способен максимально извлечь пользу от молитвы, когда он смиренен в ней, представляя величие своего Господа, осознавая то, что он читает из Корана, думая о том, что он обращается к Всевышнему. Тогда он ощущает вкус смиренности и сладости молитвы. Эта смиренность в молитве увеличивается постольку, поскольку бывают благими его поступки и насколько он благочестив вне молитвы. Молящийся не достигнет высокой степени смиренности в молитве, пока не улучшит своё состояние и не увеличит своё поклонение.
Один человек пришёл к учёному и пожаловался ему на отсутствие смиренности в молитве.
Учёный спросил его: «Сколько ты знаешь сур Корана наизусть?».
Тот ответил: «Несколько коротких сур».
- Сколько ты читаешь каждый день из Корана?
- Я не каждый день читаю Коран, а только изредка.
- Встаёшь ли ты ночью на молитву?
- Нет.
- Читаешь ли ты хадисы Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) и запоминаешь ли их?
- Нет.
- Читаешь ли ты жизнеописание Пророка (салляллаху аляйхи васаллям) или истории праведников?
- Нет.
- Посещаешь ли ты собрания, где изучают ильм?
- Нет.
- Есть ли у тебя вирды и азкары, в которых ты прославляешь Аллаха каждый день?
- Нет.
- Ты не читаешь Коран, не знаешь наизусть из него, не читаешь хадисы и не слушаешь их, не читаешь жизнеописание Пророка, не слушаешь выступления учёных, не выстаиваешь ночи, не поминаешь Аллаха, не восхваляешь Его и спрашиваешь о смиренности в молитве? Подобные тебе должны бояться за свою веру и религию.
Для достижения смиренности в молитве необходимо, чтобы ей предшествовало постоянство в поклонении Аллаху, постоянное ощущение, что Аллах наблюдает за тобой во всех делах. Поистине небрежное сердце, которое пребывает в страстях и наслаждениях, оторвано от поминания Аллаха. У того, кто не чувствует благодарности Аллаху за Его милости, не впадает в трепет из-за содеянных грехов и непокорных деяний, сердце в забвении. И как может быть смиренным сердце такого человека?
О братья!
Если молитве отведена такая важная роль в наставлении мусульманина и для его улучшения, приближении к Господу и успеху. Всевышний призывает нас словами муэдзина: «Аллах велик! Аллах велик! Спешите на молитву, спешите к счастью!». Муэдзин как бы говорит: «Иди, о молящийся, на встречу с Аллахом!». Аллах больше, чем всё, отвлекающее тебя, оставь всё, чем ты занят, и иди на поклонение Аллаху. Это лучше, чем всё остальное. Когда раб приступает к молитве, он говорит: Аллах велик! Каждый раз, когда он совершает поясной или земной поклон, или же поднимается с колен, он говорит: Аллах велик! Каждый раз, когда он говорит «Аллах велик!», этот мир становится ничтожным в его глазах и поклонение Аллаху занимает всё более важное место. И он помнит, что в его душе нет ничего более важного, чем Господь. Он отбрасывает небрежность, отвлечённость и лень, и обращается к Аллаху, взывает к Нему.
Поэтому Всевышний восхваляет людей, отвечающих на призыв: «В храмах, которые Аллах дозволил воздвигнуть, и в которых поминается Его имя. В них славят Его и по утрам, и по вечерам мужи, которым ни торговля, ни купля не служат помехой тому, чтобы не забывать Аллаха, совершать обрядовую молитву и вносить закят, и которые страшатся дня, когда содрогнутся сердца и закатятся глаза». Всевышний предписал молитву умме в ночь Мираджа, сказав об этом Пророку, при этом первоначально было предписано 50 молитв в сутки, а затем по просьбе Пророка Аллах снизил их количество до пяти, однако вознаграждение за эти пять молитв по милости Аллаха, равно вознаграждению за 50-ти. Аллах предписал нам оберегать эти молитвы. Никогда обязанность молитвы не снимается с раба, будь то в путешествии или дома, на войне или во время болезни. На войне мусульмане, даже во время битвы, обязаны совершать намаз, при этом он совершается особым способом. При болезни молитву также нельзя пропускать, если больной не может стоять, то дозволяется это делать сидя или лёжа. Если же он и этого не может, то молитва совершается при подаче знаков глазами. Таким образом, молитва обязательна всегда, если разум не покинул тело. Как же тогда может пропускать её тот, кто здоров и разумен?
О мусульмане!
Молитва совершенная должным образом, со всеми суннатами, без нарушений – признак полноценного имана. Упущения в молитве и пренебрежение ею – это главные признаки лицемерия, да упасет нас от него Аллах. Аллах сказал: «Воистину пытаются мунафики обмануть Господа, а между тем это он обманывает их. Когда они совершают намаз делают это с неохотой, только на показ людям и лишь временами вспоминают Аллаха» («Ан-Нисаъ», аят 142).
إِنَّ الْمُنَافِقِينَ يُخَادِعُونَ اللَّهَ وَهُوَ خَادِعُهُمْ وَإِذَا قَامُوا إِلَى الصَّلَاةِ قَامُوا كُسَالَى يُرَاءُونَ النَّاسَ وَلَا يَذْكُرُونَ اللَّهَ إِلَّا قَلِيلًا (سورة النساء آية 142)
Ибн Хузайма в своём Сахихе приводит от Абу Муса аль-Ашари хадис: «Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) совершил молитву вместе со сподвижниками, затем сел. Вошёл мужчина и начал совершать намаз. Он совершал поясной поклон и «клевал» (т.е. очень быстро) - земной поклон. Посланник Аллаха сказал: «Вы видите? Если он умрёт, то умрёт не в религии Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям). Он «клюёт» молитву как ворон клюёт кровь». Бухари приводит, что Хузайфа ибн Ямана увидел человека, совершающего молитву без поясных и земных поклонов. Хузайфа задал ему вопрос: «Как долго ты совершаешь молитву таким образом?». Последовал ответ: «Сорок лет». Хузайфа сказал: «За сорок лет ты не совершил ни одной молитвы, а если бы ты умер, то умер бы вне общины Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям)».
Хасан аль-Басри говорил: «О сын Адама, что для тебя важно в религии, если ты пренебрегаешь молитвой? Ведь это первое, за что ты будешь спрошен в Судный день».
Ахмад и Хаким привели от Абу Кидаты хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям): «Самые худшие воры – ворующие из молитвы». Его спросили: «Как же можно воровать из молитвы и Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Не завершая поясной и земной поклоны, и чтение».
Что касается полного оставления молитвы, то это наивеличайший из грехов. Это главная причина для наказания в Судный день, да упасёт нас от этого Аллах. Так как молитва является самым важным поступком верующих – Аллах упомянул её во главе хороших поступков. А отказ от молитвы - это худший из грехов грешников и лицемеров. Аллах упомянул этот грех во главе списка мерзких деяний.
В Коране сообщается о верующих «Которые расспрашивают в [райских] садах друг друга о грешниках. [Потом они поворачиваются к ним и спрашивают]: "Что привело вас в адское пламя?" Они ответят: "Мы не творили обрядовую молитву, не кормили бедных, заблуждались вместе с заблудшими и отрицали Судный день, пока не постигла нас смерть".(аль-Муддассир 40-47).
فِي جَنَّاتٍ يَتَسَاءَلُونَ . عَنِ الْمُجْرِمِينَ . مَا سَلَكَكُمْ فِي سَقَرَ . قَالُوا لَمْ نَكُ مِنَ الْمُصَلِّينَ . وَلَمْ نَكُ نُطْعِمُ الْمِسْكِينَ . وَكُنَّا نَخُوضُ مَعَ الْخَائِضِينَ . وَكُنَّا نُكَذِّبُ بِيَوْمِ الدِّينِ . حَتَّى أَتَانَا الْيَقِينُ (سورة المدثر 40-47)
Хафиз аз-Захаби приводит в своей книге «аль-Кабаир», что Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал однажды при сподвижниках: «О Аллах, не оставляй среди нас несчастного, лишённого», а потом спросил: «Знаете ли вы, кто это такой?». Он сказали: «Кто, о Посланник Аллаха?». Пророк сказал: «Оставивший молитву».
Байхаки приводит слова Умара ибн Хаттаба: «Один человек пришёл к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) и сказал: «О Посланник Аллаха, какой из поступков Аллах любит больше всего?». Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) ответил: «Своевременная молитва. А у того, кто оставит молитву, нет религии, а молитва – столп религии». Хафиз аз-Захаби приводит также в книге «аль-Кабаир» («Книга больших грехов»), что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал: «Кто встретит пренебрегающего молитвой, Аллах обесценит все его благие поступки».
Так будьте же настойчивы и бережливы со своими молитвами, о дорогие братья-мусульмане, укрепляйте свою связь с Аллахом. И вы будете в Судный день среди счастливых и спасённых. И вы обретёте вечные Райские блага.