«Поистине, ваши устремления различны…»
Сура «аль-Ляйль» (ночь). Значимость закята.
Хотелось бы затронуть одно из главных Божьих велений, которому, к удивлению, многие не придают должного значения, хотя в Священном Коране данное положение упоминается 30(!) раз, причём в 28 из них – вместе с обязательной ежедневной молитвой. Речь идёт о закяте.
Закят – это обязательная милостыня, которая выплачивается ежегодно при наличии определённой суммы, при обозначенных исламским законодательством условиях и для чётко обозначенных Священным Писанием категорий людей и направлений. Закят является одним из пяти столпов Ислама. В известном пророческом изречении сказано: «Ислам стоит на пяти столпах: свидетельстве того, что нет бога, кроме Единого и Единственного Создателя, Всевышнего Аллаха, и того, что Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) – Его последний Пророк и Посланник, совершении молитвы-намаза, выплате закята, соблюдении поста [в течение месяца Рамадан] и паломничестве». В данном хадисе закят упоминается сразу после молитвы, что придаёт ему особую значимость. В Коране мы также прослеживаем неразделимость этих двух Божественных предписаний. К примеру (смысл): «Выстаивайте молитвы и выплачивайте закят. Всё благое, что для своих душ вы уготовите, – обретёте у Аллаха . Воистину, Он видит, что вы делаете» (Коран, 2:110); «Поистине, для тех, кто уверовал, совершал благое, выстаивал молитву и выплачивал закят – величественная награда от их Господа. Страх их не коснётся, и никогда не будут опечалены они» (Коран, 2:277).
Закят, садака…
Интересен тот факт, что, несмотря на широту смысловой нагрузки слова «садака», которое подразумевает любую форму милостыни, в некоторых аятах и хадисах в значении закята используется именно данное слово – «садака».
К примеру (смысл): «Возьми [о Пророк] с их имущества милостыню, которой ты очистишь и приумножишь их удел» (Коран, 9:103). «Поистине, милостыня – для бедных, нищих…» (Коран, 9:60). Также Посланник Всевышнего (салляллаху аляйхи васаллям), отправляя Муаза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах) в Йемен, наставлял: «Извести их о том, что Аллах возложил на их имущество милостыню, которая взимается с богатых».
Слово «садака» – производное от слова «сидк», что в переводе означает «честность, правдивость, искренность». Абу Бакр ибн аль-Араби заметил: «Закят назван также словом «садака» потому, что оно образовано от «сидк», указывающего на соответствие дел словам и убеждениям». То есть тот человек, который сердцем осознаёт, что воскрешение после смерти – истина, что будущая жизнь – неизбежный исход каждого и что мирская жизнь – лишь переходный этап к вечности, где два пути – Рай или ад, тот трудится и подготавливается к ней. Кто же сомневается, в чьём сердце преобладает мирское, нежели вечное, тот скуп, он живёт мечтами и надеждами, забывая о своём истинном пристанище».
Аллах указал взаимосвязь в суре «Ночь» между такими качествами, как
умение дать, набожность и вера в Рай, а также объединил скупость и
опровержение вечности, безверие. Эта сура начинается с Божественных
клятв (смысл): «Клянусь опустившимся покровом ночи, красотой
проснувшегося дня и тем, что сотворил два пола, мужчину и женщину, самца
и самку». Что же следует за этими клятвами? На что Всевышний хочет
обратить наше внимание?
(Смысл): «Поистине, ваши устремления различны!».
Сначала Аллах клянётся ночью, окутывающей мраком землю, затем днём,
свет которого проникает во все уголки, освещая всё живое. И ночь и день
являются знамениями Всевышнего, указывающими на Его могущество и
величие. Каждое из них отличается присущими только ему особенностями и
делает их антиподами, противоположностями. Тогда как ночью всё замирает,
жизнь приостанавливается, то днём с появлением лучей света
пробуждается, оживает.
В следующей клятве также присутствует противопоставление, упоминаются два пола – «закяр ва унса», мужской и женский.
Всевышний, клянясь этими противоположными друг другу творениями, будто к чему-то нас подготавливает. И, прочитав следующий, четвёртый аят, с уст непроизвольно сходят слова: «Свят Тот, Кто даровал нам Писание, красоту слова и мудрость Которого мы подтверждаем ежедневно». Этот аят гласит (смысл): «Поистине, ваши устремления, деяния различны». Подобно тому, как день отличается от ночи, и ночь отличается от дня, так и деяния, устремления людей различны. Использованное в Коране слово «сай» переводится как «труд, работа; стремление; бег». В жизни каждый к чему-то стремится, ради чего-то трудится и старается. Все пребывают в состоянии бега. Но поставленная цель и намеченный путь у всех – различны. Для одних правилом жизни служат слова: «Трудись для мирской жизни, будто ты вечен, и трудись для будущей, будто ты умрёшь завтра», а для других: «Возьми от жизни всё, живи для себя и ради себя». Путь одних освещён светом веры, других – покрыт мраком неверия и греха.
«Поистине, ваши устремления различны»…
Всевышний даёт определение сущности людей в целом. Их устремления, убеждения, идеалы, цели различны. После этого Всевышний разделяет всех на две группы: «Для тех, кто даёт, кто набожен пред Богом и истинность Божьего Откровения признаёт, Мы облегчим, «разгладим» путь к лёгкому (юсра)». В тафсирах слово «юсра», которое переводится как «лёгкое», растолковывается как деяния, достойные Божьего довольства, путём которых человек достигает блаженства как в этой жизни, так и в будущей.
Три качества.
Удивительно, три качества, обладателям которых Аллах облегчает благое, праведное. То есть человек всем своим существом стремится к благому, старается достигнуть довольства Всевышнего, и Сам Аллах всячески ему помогает, способствует достижению цели. Он открывает перед ним пути, ведущие к богоугодному, воздвигая преграды перед греховным. Но с чем это связано? С устремлением самого человека: к чему он тянется, как использует свои умственные и физические возможности, в том Аллах ему и помогает, то Аллах ему и облегчает.
Что же это за три качества? Первое: «Кто даёт». Здесь не подразумевается только милостыня. В аяте использован глагол «давать». А что может дать человек и для чего он должен давать, какую цель он должен ставить перед собою, давая? Целью верующего является донесение Божьего слова до людей, привитие любви ко Всевышнему Творцу и Его последнему Посланнику, Пророку Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям), показ собой достойного примера как созидающего, высокообразованного, достойного подражания.
Что же человек может дать для достижения обозначенной цели? Время, силы, интеллектуальные возможности и многое другое.
Второе качество: «Кто набожен». Что подразумевает набожность? Один из
учёных сказал: «Набожность – это умение сохранить должную пропорцию
между мирским и вечным». Человек верующий соблюдает необходимые законы,
установленные в этом мире, и не забывает о Том, Кто стоит над ними и Кто
всем управляет. Это общеизвестные истины. Безусловно, мир суров, но
нужно стараться найти себя в этой жизни, внести свою лепту в
процветание, важно понять суть набожности, праведности, и тогда
Всевышний облегчит нам путь к этому.
Третье качество: «Кто истинность хусна признает». Что такое «хусна»? Слово «хусна» переводится как «наилучшая, прекраснейшая». Одни учёные-муфассиры растолковали «хусна» как Божественное Откровение, другие – как райскую обитель, третьи – как религиозные убеждения. В любом случае все эти понятия взаимосвязаны и во всём из перечисленного заложена «хусна», особая Божественная красота и великолепие. Итак, третьим неотъемлемым качеством человека, достойного Божественной опеки, является подтверждение и признание истинности Священного Корана и всего того, что он в себе несёт. Причём это должно проявляться не только на словах, но и на деле.
Получается, что к первой группе относятся те, кто умеет дать на пути Всевышнего, кто боится оступиться перед грехом, чьё сердце наполнено любовью ко Всевышнему и Его Посланнику (салляллаху аляйхи васаллям), чьи дела соответствуют словам, и именно этой группе Аллах облегчает совершение праведного и богоугодного, их жизненный путь устелен ангельскими крыльями, в конце которого будет услышан призыв: «О спокойная душа, вернись к Владыке своему Ему угодной и довольной. Войди в число служителей Моих! Войди в Мой Рай!».
В последующих аятах упоминается вторая, противоположная первой
группа людей: «Кто скуп и чувствует себя независимым, всевластным и
отвергает истинность Божественного Откровения, тому Мы облегчим путь к
усра, к тяжёлому». Под словом «усра» здесь подразумеваются деяния,
вызывающие гнев Всевышнего.
Да изменит Всевышний наши нравы к наилучшему, дарует понимание
важности следования Его предписаниям и включит нас в число тех, кто
заслуживает Его довольства и опеки.
1 См.: Св. Коран, 9:60.
2 См.: ан-Найсабури М. Сахих Муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 40, хадис № 22, «сахих».
3 См.: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право
и его аргументы]. В 8 т. Дамаск: аль-Фикр, 1990. С. 733, 734.
Ильдар Аляутдинов