Усулю-ддин

Основы мусульманской религии

Усулю-ддинХвала Аллаху, Господу миров. Милость, связанная с возвеличением, и защита от бед и невзгод Мухаммаду (салляллаху аляйхи васаллям), его семейству и всем его сподвижникам.

Эта книга об основах религии, которые необходимо знать каждому совершеннолетнему и умственно полноценному человеку, и верить в них. Этот раздел повествует о познании Ислама, имана и ихсана.

Основа его – то, что рассказано Умаром, сыном Хаттаба, да будет доволен им Аллах. "Мы сидели возле Посланника Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям). И пришёл прекрасный лицом человек в красивейшей одежде и сел возле Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), прикоснувшись коленями к его коленям и поставив свои руки на его бедра. Он сказал: "О Мухаммад ((салляллаху аляйхи васаллям), расскажи мне об Исламе". Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал : "Ислам - это твоё свидетельство о том, что поистине нет ничего и никого (бога, божества), кому в действительности следует поклоняться, кроме одного Аллаха, бытие Которого необходимо и поистине Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям) - Посланник Аллаха, посланный обучить народы истинной религии. Ещё это совершение намаза [ежедневно пять раз], выделение тобою закята, соблюдение поста в месяце Рамазан и совершение Хаджа (паломничество в Мекку), если у тебя будет возможность совершить это паломничество". Человек сказал: "Правильно ты сказал, о Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям)!". Потом он сказал: "Расскажи про иман". Пророк (да благословит его Аллах и да защитит его от бед и невзгод) сказал: "Иман - это твоя твёрдая вера в Аллаха, в ангелов Его, в книги Его, в посланников Его, в последний (Судный) день и в судьбу, хорошую или плохую, так как всё от Всевышнего".

Человек снова сказал: "Правильно ты сказал, о Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям)!".

Потом он сказал: "Расскажи мне про ихсан". И Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал : "Ихсан - это поклонение Господу, как будто ты видишь Его. Поистине, Он видит тебя".

Человек сказал: "Правильно ты сказал, о Мухаммад (салляллаху аляйхи васаллям)!".

Потом Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям)спросил: "Знаешь ли ты того, кто меня спрашивал, о Умар?".

Умар сказал: "Аллах и Его Посланник (салляллаху аляйхи васаллям) знают лучше".

Он сказал: "Это Джабраил, пришедший обучить вас вашей религии".

Знай, что, поистине, смысл Ислама в подчинении велениям Всевышнего, это также воздержание от от того, что Он запретил, а смысл имана в признании истинности сердцем из-за слов Аллаха, так как сказал Всевышний: "Ты не являешься уверовавшим в Меня". То есть «...признающим истинность Мою».

Когда спросят тебя: "Мусульманин ли ты?", скажи: "Вся хвала Аллаху!". Если же ты скажешь (спросишь):

"В чём смысл этих слов?", я скажу (отвечу): "Это воздание хвалы Аллаху и благодарность за Его блага».

И если спросят: "Каковы признаки Ислама (признаки того, что человек исповедует Ислам)?", ответь: "Признаки Ислама в четырёх вещах: проявление терпения в отношении решений Всевышнего и довольство судьбой, Ихлас (искренность, чистота намерений) в уповании на Аллаха, и проявление покорности Господу".

Когда тебя спросят: "Ты из чьего потомства?", ответь: "Я из потомства Адама, мир и благополучие ему".

Когда тебя спросят: "Ты в чьём миллате (религии) [находишься]?", ответишь: "Я в миллате (религия) Ибрахима (аляйхи салям)".

Когда спросят: "Ты из чьей уммы (общины)?", ты скажешь: "Я из уммы нашего господина Мухаммада (салляллаху аляйхи васаллям) (салляллаху аляйхи васаллям)".

Когда спросят: "В каком мазхабе (шариатской школе) ты состоишь?", скажи: "Я в мазхабе «Короны богобоязненных», «Предводителя уверовавших» – Абу Ханифы, сына Нумана из Куфы".

Когда спросят: "Сколько всего мазхабов?",

ответь: "Мазхабов четыре: первый - мазхаб имама (имам - предводитель уверовавших) Абу-Ханифы, сына Нумана из Куфы, второй - мазхаб имама Малика, сына Анаса, третий - мазхаб имама Шафии, сына Идриса, и четвёртый - мазхаб имама Ахмада, сына Ханбала. Да смилостивится Аллах над ними.

Когда (если) тебя спросят: "Когда ты стал мусульманином?", ответь: "В день Аhду вал мисак". Когда спросят: "Что за день - день 'Аhду вал мисак?", скажешь: "Это день, когда создал Аллах души рабов Своих, и поставил их перед Собой, и спросил их. И спросил их: "Не являюсь ли Я Господом вашим?". И ответили они: «Да, являешься».

Когда тебя спросят: "Что такое мисак?", скажешь (ответишь): "Это принятие завета (присяги) ".

Когда тебя спросят:

"Что является головой имана, его сердцем, и его телом, и что является его светом, его тьмой (мраком), и что является его сладостью, и его полнотой (ростом), и что является его мудростью, и что является его шариатом (законом), и что является его семенем, его плодом, его листвой, его кожурой, и что является его мозгом, его корнем, и что является его жильем (обиталищем)?", ответь: "Его голова - это прекрасное выражение «Ла илаhа илла ллаh, Мухаммад - расулуллаh», а сердце его - это чтение Корана, а тело его - это частое поминание Аллаха, а свет его - это правдивость, а мрак его - это обман, а его сладость - это чистота, а его полнота - это выделение закята, а его мудрость - это пребывание между надеждой на милость Аллаха и страхом перед Его наказанием (богобоязненностью), а его шариат - это считать дозволенное дозволенным и запретное запретным, а семя его - это исламская наука, а плод его - это поклонение Аллаху, а листва его - это богобоязненность, а оболочка его - это стыд, а мозг его - это дуа (мольба), а корень его - это чистота намерения, а жилище его - это сердце правоверного.

Когда тебя спросят: "Иман - это сотворённое или несотворённое?", скажешь: "Иман - это наставление Аллаха и признание рабом языком (словами), и признание истинным (этого) им (т.е. рабом) сердцем своим (убеждённостью).

Наставление - дело Господа, оно несотворённое. Признание языком и признание истинным (сердцем) - из деяний раба, и оно сотворённое".

Когда спросят: "Каков образ имана?", ответишь: "Это свет, проникающий в сердце правоверного по милости Аллаха и по Его щедрости для того, чтобы он познал своего Творца в Его Единственности, без образа. И это слово Всевышнего. Это люди с иманом, в сердце которых Аллах сделал запись - иман.

Когда тебя спросят: "Сколько разновидностей у имана?", скажешь: "Пять разновидностей: иман, присущий природе (сущности) творения, и это иман ангелов; хранимый иман, и это иман пророков; воспринимаемый (принятый) иман, и это иман правоверных; остановленный иман, и это иман еретиков, реформаторов религии (то есть иман тех, кто следуют нововведениям в религии); непринятый иман, и это иман мунафиков (то есть иман лицемеров, которые уверовали на словах и стараются это показать в делах, но не веруют сердцем, у которых нет соответствующей убеждённости)".

Когда спросят: "На чём зиждется Ислам?", ответишь: "Он зиждется на пяти вещах: свидетельствование о том, что поистине нет ничего и никого (бога, божества), кому в действительности следует поклоняться, кроме одного Аллаха, бытие Которого необходимо по определению, и поистине Мухаммад - Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям); совершение ежедневно пяти намазов, выделение закята, соблюдение поста в месяц Рамазан и паломничество к Дому [Кааба] для тех, у кого есть возможность исполнить это.

Когда тебя спросят об имане того, кто следует за другими, а это тот, кто воспринял слово другого (кого-либо) без доказательств, учитывается такой иман или не учитывается? Ответишь: "Учитывается, но, тем не менее, он является ослушавшимся Аллаха из-за того, что не старался получить доказательство".

Когда тебя спросят: "Если некто уверовал, будучи в состоянии мучений, является ли его иман воспринимаемым?", скажешь: "Нет, поскольку это не является следованием велению Аллаха, так как сказал Всевышний: "И когда увидели они кару Нашу, они сказали: мы уверовали в Аллаха, единственного Бога, и отреклись от всего, что Аллаху придавали в сотоварищи. И не был приносящим им пользу их иман (уверование в Аллаха), после того как увидели они кару Нашу".