[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: dashkkyar  
Форум » Разделы форума » Культура » «Тайна чести» (зеркало национально-освободительной борьбы народов Дагестана)
«Тайна чести»
dashkkyarДата: Четверг, 24.01.2013, 23:49 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
В Дагестанском книжном издательстве после семи поэтических изданий недавно вышел в свет роман-эпопея «Тайна чести» талантливого табасаранского поэта - публициста, полковника юстиции в отставке, заслуженного юриста Республики Дагестан Багира Раджабова.

Книга посвящена драматическим и героическим событиям, многолетней и кровавой Отечественной национально - освободительной борьбе ополченцев Табасарана против иранских захватчиков во главе с легендарными предводителями народа Джигер Мажвадом и отважным воином, талантливым поэтом и мыслителем Калук-Мирзой.


«Тайна чести» — крупное произведение эпического жанра, повествующее о значительных событиях истории Дагестана XVIII века. Героизм табасаранских ополченцев, их совместная с другими народами Страны гор героическая борьба против персидских завоевателей нашли в романе правдивое историко-художественное воплощение.
Интерес Б. Раджабова к теме борьбы с завоевателями побудил его откликаться на события как историка, как поэта и прозаика. Он сумел извлечь из анналов истории самые существенные эпизоды, факты и события. По сути, они и стали становым хребтом романа.
В книге автор выступает как писатель-реалист. Он обращается к действительности общественной жизни, конфликтам эпохи, социальной психологии людей, их повседневному быту и духовному миру, показывая все это в образах жизненного правдоподобия, выясняя закономерные тенденции общественного развития того времени.
Дагестан, как свидетельствуют источники, несколько столетий был ареной геополитических и стратегических интересов великих держав, яблоком раздора между ними, особенно между Персией, Турцией и Россией. В первой половине XVIII века Страна гор была раздроблена на феодальные владения и союзы сельских общин, подвергалась непрекращающимся нашествиям иноземных захватчиков, страшнейшими из которых оказались неоднократные нашествия персидских завоевателей во главе с тираном, грозой вселенной Надир-шахом. Его нашествия, как справедливо и правдиво воспроизводит автор, не ограничивались грабежами и разорениями сел, убийством народных героев и их семей, оказавших яростное сопротивление. На всем пути по табасаранской земле захватчики оставляли разоренные и сожженные дотла села, огнем и мечом убиенных и искалеченных на «шах-харманах» под копытами вражеских коней мужчин, женщин, стариков и детей. Оставшиеся в живых подвергались унижениям и оскорблениям.
Сама эпоха, суровые ее вызовы повелительно требовали устранить угрозы человечеству со стороны могущественных агрессивных стран, развернуть активную народно-освободительную борьбу против их гнета, произвола, порабощения и тирании.
В романе выразительно отражена жизнь табасаранского народа, запечатлены его высокие нравственные идеалы, патриотические чувства и стремления к свободе и независимости, ярко и правдиво воспроизведен образ неспокойной эпохи, события и конфликты того времени. В нем утверждаются освободительные, патриотические идеи дагестанского народа, воплощены его высокие морально-нравственные качества, исследуются сложные социальные перипетии и коллизии, связи и взаимоотношения, с большим мастерством утверждаются идеи дружбы дагестанских народов, их естественная любовь к своему горному краю. Велика сила воспитательного воздействия романа на читателей. В нем не только рельефно, выразительно и правдиво воспроизведены события истории того времени, но и показана самоотверженная героическая народно-освободительная борьба горцев против персидских завоевателей, правдиво раскрыт духовный мир людей той эпохи.
Текст книги изложен высоким, выразительным слогом. Характерная особенность речевой ткани - его афористичность. Она свойственна авторской речи и разговорам персонажей. Автор зарекомендовал себя владеющим искусством диалога.
В своем воззвании к андалалскому старшине Калук-Мирза призывает его и всех предводителей других народов к объединению и тесному сотрудничеству, устранению бессмысленных преград, разъединявших дагестанские народы.

В объединении он видел ту силу, которая сделала бы Дагестан более мощным. Воззвание Калук-Мирзы пронизано призывом к единению дагестанских ханов и беков перед угрозой нашествия персидских завоевателей.
В романе создано множество положительных образов. Каждый из них неординарен и индивидуален. Героический дух, жажда подвигов ради того, чтобы покончить с нашествиями иноземных завоевателей, присущи всем им. Это, по сути, и было одной из форм протеста, борьбы ополченцев за свободу и независимость.
Образы Джигер Мажвада, Калук-Мирзы, Муртазали, Тавакала, Гаджи Билала, Лингер Шабана, Гаджи Бата, Магомед Мирза Аги, Гюлназ, Лейлы, Арзи, Зублар, Гиджар идеальны. Они наделены многими внешними и внутренними достоинствами.
Оригинален образ отважного сына-воина, талантливого поэта и мыслителя Калук-Мирзы, душа которого откликалась на все события того времени выразительными образами, метафорами и афоризмами. Он наряду с философскими стихами создавал и образы лирической поэзии, в которых воспеты тончайшие чувства человеческой души. Они отличаются романтической приподнятостью и изяществом поэтического повествования. Калук-Мирза – сын своего времени и своего народа в полном смысле этого слова. Он олицетворяет собой дух национального единения Страны гор и является активным и деятельным борцом.
История Дагестана знает немало бессмертных имен, но имя Калук-Мирзы в пантеоне общечеловеческой истории возвышается не только с теми, кто самоотверженно боролся за свободу и независимость своей Родины, но и с теми, кто создавал неувядаемые образцы крылатой поэзии. Он хорошо знал свой язык, фольклор, пословицы и поговорки, метафорически емкие выражения народной речи, и они, как яркие звезды на небосклоне, рассыпаны в изящных его стихах и памфлетах. Он один из родоначальников табасаранской литературы. Поэт наполнял поэтическое слово социальным и философским содержанием и обогатил его новыми выразительными средствами. Он достойно воспевал и восславлял человека. Его поэзия звучит как гимн человеку тогда, когда в самой жизни он был подавлен, унижен и обречен.
Калук-Мирза от природы призван был стать поэтом. Его стихи «Ответ хану», «Воззвание к народу», песня, посвященная традиционной восточной теме
«Счастливый Соловей», — шедевры табасаранской и дагестанской литературы. Они наполнены проклятиями к палачам народа, призывами к сплочению, восхвалениями свободы и счастья.
Судьба Калук-Мирзы - типичная по тем временам судьба мужественного и талантливого человека, который позволял себе быть вольнодумцем, свободомыслящим и независимым.
Калук-Мирза был образованным человеком своего времени. Будучи в Стамбуле у родственников, покинувших родные места при нашествии полчищ хромого Тимура, он изучал вопросы истории, философии, астрономии и естествознания. Духовное развитие поэта проходило в старинном Стамбульском университете, основанном еще в 1453 году. Поэт обладал даром глубокого, оригинального мышления, умел сопоставлять и обобщать познания.

Все беды своего народа и родного края он видел в разобщенности его народов, их хозяйственной и культурной отсталости, в отсутствии своей государственности и институтов его управления. Выступая на сельских сходах, он призывал народ обрести свою судьбу. При этом поэт, вытягивая свою руку вперед, говорил народу:
«Посмотрите на мои пальцы, они тонки и слабы, их можно легко сгибать». И он по одному сгибал их. «А вот когда мы их сожмем в кулак, - говорил он, - то обретем неодолимую силу. Мы отстаем от других народов. У нас нет своего пачахлуга, как у турок, кизылбашей и урусов. У нас нет, как у них, шахов, султанов... У нас нет кушума (войска), жаллатов (стражей порядка) и других институтов управления. У нас нет самбала (узды), чтобы надеть на людей». При этом один шутник – Мазай даже бросил ему реплику: «Эй, алим, разве на людей самбал надевают?»«Да, Мазай, - отвечает за поэта его сподвижник Джигер Мажвад. - Узда, Мазай, — это власть, бразды правления в руках хакимов - пачахлугов».

К сожалению, его богатое поэтическое наследие и научные труды до нас не дошли. Они уничтожены, когда кизылбаши в отмщение сожгли и стерли с лица земли родное село поэта — Калук.
Поэт, как все мы, был земным. Ничто человеческое ему не было чуждо. Его любви к Лейле автор книги придал лиризм, и моменты их встречи отображал выразительными художественными средствами, близкими народному фольклору.
Индивидуальны и изящны в романе образы представителей ополченцев: Тавакала, Муртазали, Гаджи Билала, Чуналава и других. Ярко выраженными и обаятельными предстают перед читателями образы народных героев - мстителей: Гаджи Бата, Лингер Шабана, Пулата, Булага, Алихана, Джабара, Гаджи Юсуф Эфенди и других.
Автор намеренно применял к отрицательным героям мерку мошеннической морали, чтобы подчеркнуть фальшь, моральную низость, пошлость и несостоятельность изображаемых им лиц, не жалея темных красок. Малла Эфенди, Мазая и многих подручных Надир-шаха и самого шаха автор изображает как людей, лишенных признаков человечности. Они кровожадны и хищны в своих стремлениях.
Идейные лейтмотивы романа решены. Наконец, сплотившись, объединенные силы горцев Дагестана с позором изгоняют из Дагестана непрошенных гостей, реабилитируют опороченных гнусной мистификацией недобрых людей сестру семи отважных пехливанов Гюлназ, а также и другую такую же невинную жертву таких же гнусных интриг – Джюгея.
В канун 270-летия исторической победы народов Дагестана над грозным врагом - персидскими завоевателями, издание романа, в котором правдиво воспроизводятся грандиозные героические сцены борьбы дагестанских ополченцев - разгром и крушение грозы вселенной, затмения в горах Дагестана звезды многих триумфальных побед – Надир-шаха, – это поистине знаковое событие.


«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
 
dashkkyarДата: Четверг, 24.01.2013, 23:50 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
В читальном зале Центральной библиотеки Хивского района состоялась читательская конференция по роману-эпопее полковника юстиции в отставке, заслуженного юриста Республики Дагестан Багира Раджабова.

«Тайна чести» вызвала большой интерес читателей. И это не случайно. Главный герой романа Калук Мирза для Табасарана та же неординарная историческая личность, что для Кавказа - имам Шамиль, Шарвили - для Лезгистана, Хочбар - для Аваристана, Парту Патима - для Лакии, Минин и Пожарский - для России, Жанна Д’Арк - для Франции.

Калук Мирза - отважный легендарный витязь, талантливый поэт, мудрый и дальновидный политик и мыслитель. Не потому ли 200 экземпляров книг, поступивших в библиотеки района, ныне все на руках у читателей. Хотя благодарные потомки установили в с. Хучни величественный памятник Калук Мирзе, народ, к сожалению, мало что знал о нем. Огромное спасибо Багиру Раджабову, что он извлек из анналов нашей истории этого гиганта.

С обстоятельным анализом книги выступил опытный филолог, преподаватель табасаранского языка Хивской общеобразовательной средней школы Шахшабек Мурадов, назвав «Тайну чести» первым историческим романом, крупным произведением эпического жанра о национально-освободительной борьбе ополченцев Табасарана и других братских народов Страны гор против персидских кызылбашей.

В книге созданы образы народных героев-мыслителей Гаджи Баты, Лингер Шабана, Пулта, Булага. Не менее привлекательны образы мужественных женщин Лейлы, Гюлназы, Зублары, Ханселемы, Арзы, Жагары и других. Как живые сцены театра предстают бои у крепости Журас, Кровавых скал, Гюни–рацар, у священной горы Дюрка, у крепости Семи братьев-витязей и одной сестры, в черном лесу и в местечке недалеко от Дербента, которое впоследствии получило название «Иран хараб». Главная интрига книги в том, что автор накануне 270-летия разгрома персидских кызылбашей реабилитирует безвинных жертв истории: Гаджи Бата, который в книге повторяет подвиг Ивана Сусанина, Гюлназ, Бардинской правительницы Нушабе - ханум и французской крестьянской дочери Жанны д’Арк.

Выступившие на читательской конференции преподаватели Ляхлинской, Чувекской СОШ, редактор районной газеты «Светлая звезда» и другие дали оценку художественным достоинствам и богатству языка романа. Они от себя и от многочисленных читателей поблагодарили автора за роман и пожелали ему успехов на литературном поприще во славу и величие многоязычной, многокрасочной и самобытной дагестанской литературы.


«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
 
dashkkyarДата: Четверг, 24.01.2013, 23:51 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
В Дагестанском книжном издательстве после семи талантливых поэтических изданий на днях (21.09.2010) вышел роман-эпопея «Тайна чести» табасаранского поэта-публициста Багира Раджабова.

Книга посвящена драматическим и героическим событиям многолетней и многотрудной отечественной национально-освободительной борьбы ополченцев Табасарана во главе с легендарным героем воином-поэтом Калук Мирзой.

В романе впервые создаются обобщенные образы многих героев народного ополчения и его предводителей. Большой интерес представляют образы Калук Мирзы и отважной героини и преданной сестры семи отважных братьев-пехлеванов Гюльназа.

В наступающем году Дагестан отмечает 270-летие исторической победы над грозным врагом - персидскими кизылбашами. Накануне этого события издание книги, в которой правдиво и зримо воспроизводятся героические сцены Дагестанских ополченцев, разгром и крушение Грозы Вселенной - это поистине важное и знаковое событие.

Автор: Магомед Гасанов, завкафедрой ДГПУ, Сабрина Шихалиева, доктор филологических наук, Эфенди Аквердиев, профессор ДГПУ


«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
 
Форум » Разделы форума » Культура » «Тайна чести» (зеркало национально-освободительной борьбы народов Дагестана)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: