dashkkyar | Дата: Пятница, 25.01.2013, 01:08 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| В Дагестане 26 августа стартовала перепись населения 2010. От ее итогов будет зависеть социально-экономическое планирование, уровень бюджетного финансирования и многое другое. Одновременно — это автопортрет населения республики, который должен быть сделан как можно более приближенным к реальности. Однако уже сейчас видны попытки его исказить.
Недоучет и переучет
Учитывая опыт переписи-2002, Махачкале федеральным центром было указано на необходимость жесткого контроля над достоверностью получаемых данных и недопущение приписок. Однако обеспечить такой контроль практически невозможно, поскольку главы МО заинтересованы в увеличении населения на подведомственной им территории. Обусловлена эта заинтересованность, прежде всего, экономическими выгодами, учитывая принцип подушевого (в расчете на одного жителя) бюджетного финансирования МО. В ходе переписи-2002 приписки в некоторых малочисленных районах объяснялись также слухами, что районы с численностью населения менее 10 тысяч жителей будут укрупнять, присоединяя к соседним, более крупным. Такая угроза нависла тогда над несколькими районами: Кулинским, который якобы должен был объединиться с Лакским; Агульским (с Курахским), а также Чародинским (с Гунибским).
Однако сейчас нас больше волнуют ожидаемые приписки, и если говорить об уровне муниципальных образований, то настораживает неожиданный и ничем не объяснимый рост населения в некоторых МО за период с 2002 года.
Особенно велик он в городе Избербаше и Кайтагском районе. Судите сам: если в конце 2002 года в Избербаше жило 39,4 тысячи жителей, то уже на 1 января 2009 года (более поздние данные не обнародованы) по текущему статистическому учету в нем жило уже 51246 человек, тогда как ни в одном другом городе роста населения на 30% не наблюдается. С небольшим отставанием на втором месте расположился Кайтагский район с ростом населения почти на 28%. Чтобы достичь роста населения на 30% за 6 прошедших лет, каждый год оно должно возрастать на 5%, что фактически является фантастикой, если учесть, что естественный прирост (рождаемость / смертность) составляет в Избербаше около 1,0%, а в Кайтаге — 1,2%, а масштабной миграции в эти МО также не наблюдалось. Более того, по нашим оценкам, количество населения в Кайтагском районе даже должно было уменьшиться на 3—5% за счет миграции в города и за пределы республики. Пришлось покопаться и достать данные по всем годам, чтобы выяснить природу этих метамарфоз. В итоге оказалось, что весь этот рост был отмечен в 2007 году и объясняется миграционным приростом. За 2007 год за счет миграции, по официальным данным, население Избербаша выросло на 18,2% (!), а Кайтагского района — на 19,4% (!), что, естественно, иначе как приписками объяснить невозможно.
Понятно, что главы МО готовятся зафиксировать эти же цифры, а то и побольше, в ходе предстоящей переписи. На почетном третьем месте — Новолакский район, но там рост населения можно объяснить притоком чеченцев, а также увеличением населения на землях Новостроя за счет лакцев из Махачкалы и других регионов, хотя в целом некоторое превышение реальных данных, на наш взгляд, все-таки имеется. Труднее объяснить прирост почти на 16% в Карабудахкентском районе, где естественный прирост составляет 1,6—1,7% в год. В остальных МО рост населения с 2002-го по 2009 год составил не более 12%, что как-то можно объяснить. В целом же по Дагестану рост закономерный и вряд ли подлежит сомнению — 5,2%, то есть чуть меньше 0,9% в год.
В 11 горных и предгорных районах Дагестана (Агульский, Акушинский, Дахадаевский, Кулинский, Курахский, Лакский, Рутульский, Табасаранский, Хивский, Чародинский и Шамильский) в 2002—2009 годах наблюдалось уменьшение населения. Попадание табасаранских районов в этот список не должно удивлять — в обоих районах наблюдается очень высокая миграция, в основном за пределы Дагестана. То же самое относится к Акушинскому и другим районам, если, конечно, при переписи-2010, как и в 2002 году, главам МО не захочется искусственно «увеличить» численность своего населения. Из городов незначительное — на 1% — уменьшение населения наблюдалось в Буйнакске и Кизляре. В основном это объясняется миграцией: в первом случае это дагестанцы, уезжающие в российские регионы и Европу, а во втором — в основном русскоязычное население. При этом в Кизляре наблюдается наименьший среди дагестанских городов уровень рождаемости, что также влияет на демографию.
Наряду с «переучетом» населения в некоторых МО имеет место и «недоучет», что также должна исправить перепись-2010. К примеру, в городе Дагестанские Огни, по официальным данным, живет 26 тысяч жителей, в то время как реальная его численность, по нашим оценкам, колеблется от 30 до 32 тысяч. Небольшой недоучет в пределах 5 тысяч имеет место и в Буйнакске. Тогда как в Избербаше и Южно-Сухокумске наблюдается обратное явление — «переучет» населения. Из районов в числе самых активных «переучетчиков» можно назвать Агульский, Акушинский, Ахтынский, Ботлихский и Унцукульский.
Отдельный случай — Махачкала, где по официальным данным вместе с поселками и прочими подчиненными мэрии населенными пунктами на 1 января 2009 года числится 554 тысячи жителей, в то время как по оценочным данным их численность должна доходить до 700 тысяч. То есть имеет место учет реально проживающего в Махачкале населения (в количестве от 100 до 150 тысяч человек) по старому месту проживания — в других районах или городах.
Не меньший интерес вызывает национальный состав населения республики и отдельных МО. Интерес этот вызван политизированностью этого вопроса в некоторых МО и в целом по республике и увязкой его с кадровыми перестановками и национальным квотированием. К примеру, наличие четырех наиболее крупных по своей численности народов в Дагестане, в то время как знаковых мест в руководстве республики — три: президент (которого, кстати, у Дагестана скоро не будет), премьер-министр и спикер НС РД, вызывает недовольство лезгин, которые в эту тройку не попали.
Как правило, в МО со смешанным национальным составом главой является представитель наиболее многочисленной в районе или городе национальности. Особый случай — Махачкала, где мэр — даргинец, тогда как этот народ по численности занимает в МО «Город Махачкала» третье, а в самом городе четвертое (после аварцев, кумыков и лакцев) место. В Хасавюрте мэр аварец, а аварцы в городе составляют 28%, в то время как чеченцы — 30%. Более того, часто смена мэра сопровождала смену первых по численности национальностей. К примеру, в Дербенте лезгины после развала СССР на один процент обогнали азербайджанцев (хотя последние утверждают, что это результат приписки и в школах города азербайджанских детей, к примеру, немногим, но больше лезгинских); в то же время сменилась и национальность главы города. Точно так же даргинцы, ставшие первыми по численности населения в Каспийске (20,7% в 2002 году) и обогнавшие русских, до развала СССР бывших наиболее многочисленной национальностью в городе (в 1989 году — 23%, в 2002-м — 13%), возглавили его мэрию.
За редким исключением это правило соблюдается и в районах. Исключений немного. Во-первых, это Тарумовский район, в котором по переписи-2002 аварцев насчитывалось 9 тысяч, а русских — 7, но район возглавляет по традиции русский (к нему после 10 октября 2010 года добавится и Кизлярский район, где главой МО вместо ушедшего в Махачкалу Сагида Муртазалиева наверняка станет Андрей Виноградов). Во-вторых, это Хасавюртовский район, в котором численность кумыков была искусственно выведена на первое место. Для подобных утверждений есть несколько оснований, первое из которых — это противоречие данных переписи 2002 года данным переписи 1989 года и, что более важно, данным текущего учета населения Хасавюртовской районной администрации от 2006—2007 и далее годов.
Так, согласно данным переписи, в 1989 году в районе насчитывалась 91 тысяча жителей, из которых аварцы составляли 33%, кумыки — 28% и чеченцы — 25%. По переписи-2002, которая проводилась уже не под таким жестким контролем, как в плановом государстве, каковым являлся СССР, численность населения увеличилась до 125 тысяч жителей. Кумыки по этим данным вышли на первое место, составив 32% населения района и отодвинув аварцев (30,5%) на второе место. Доля чеченцев увеличилась на 0,5%. Текущие данные на 2006—2007 годы дают такую картину: аварцы — 33%, кумыки — 29%, чеченцы — 25%, лезгины и даргинцы — по 5,5%. Сами эти данные тоже нуждаются в уточнении, однако их большее соответствие реальности по сравнению с данными переписи-2002 более чем очевидно.
Разница была получена главным образом за счет уменьшения численности аварских селений и попутного увеличения кумыкских. К примеру, численность населения в период с 1989-го по 2002 год в кумыкских селениях выросла, по официальным данным, на порядок больше, чем это имело место на самом деле. К примеру, в Эндирее она выросла с 3,8 до 6,5 тысячи жителей, в Тотурбийкале — с 1,5 до 2,3; в Темирауле — с 2,3 до 3,1; в Аджимажагатюрте — с 0,4 до 0,9; в Боташюрте — с 2,2 до 3,5 и т. д. В то же время численность в аварских селениях, по официальным данным, почти не росла — в Советском — с 0,93 до 1,07; в Туките — с 0,5 до 0,6; в Сиухе — с 2,7 до 3,2 и т. д. Также имело место и искажение национального состава населения отдельных многонациональных селений.
Следует также учесть, что у кумыков и лезгин естественный прирост в Хасавюртовском районе на порядок меньше, чем у аварцев, чеченцев и даргинцев. У кумыков и лезгин наблюдается и большая миграция за пределы района и республики, тогда как у чеченцев, аварцев и даргинцев приток в район больше, чем выезд из него. Понятно, что эти обстоятельства оказывали и будут оказывать определяющее влияние на демографическую ситуацию. Однако непонятна взаимоувязка этих данных с политическими процессами в МО и нездоровый интерес к ним.
Большим интересом пользуются данные о численности отдельных народов и их процентном соотношении, поскольку эти данные опять-таки связаны с распределением ключевых кресел на республиканском уровне. Перед переписью-2002 ожидалось, что за счет миграции и более высокого на тот момент естественного прироста лезгины обгонят по численности кумыков и, соответственно, возникнут вопросы о разделе трех ключевых мест в руководстве республики между аварцами, даргинцами и лезгинами. Однако этого не произошло, и постановка подобного вопроса также оказалась неактуальной, хотя общественные деятели из числа лезгин и говорили об искусственности роста численности кумыков. Перед переписью-2010 часть лезгинских общественников снова актуализирует этот вопрос, хотя сейчас эта тенденция имеет обратный характер. То есть если в 1990-х годах в Дагестан переехали несколько десятков тысяч лезгин, да и рождаемость была не ниже, чем у кумыков, то на данный момент демографические тенденции сложились так, что естественный прирост у кумыков в целом по республике на порядок выше, чем у лезгин. Более того, разрыв между ними только растет и ожидать каких-то существенных изменений не приходится. Вообще, статистика естественного прироста по народам не ведется и рассчитывать его приходится по другим показателям. Например, по возрастной структуре населения по переписи-2002 учитываются возрастные группы до 4 лет, с 5 до 9 и т. д. Так вот, по доле лиц, не достигших 4 лет, можно судить о естественном приросте у этого народа с 1999-го по 2002 год, то есть за четыре предшествовавших переписи года. Самый высокий показатель здесь у чеченцев (10,9%), потом у табасаранцев (9,6%), аварцев (9,0%), кумыков (8,5%) и даргинцев (8,4%). Среди отстающих — лакцы (6,7%), рутульцы (7,5%), агульцы (7,7%) и лезгины (7,7%).
При этом среди различных групп народов разница подчас выше, чем у разных народов. К примеру, среди даргинцев самым высоким приростом отличаются губденцы и кадарцы, что объясняется их высокой религиозностью и наличием стабильного дохода при отсутствии необходимости покидать родные селения. Самый меньший прирост у урахинцев (Сергокалинский район), у которых этот показатель в среднем в два раза ниже, чем у кадарцев и губденцев. Урахи — это своеобразная кузница кадров даргинской интеллигенции, а высокая образованность предполагает секуляризацию общества, активное участие женщины в общественной жизни, а также урбанизированность населения. «Кузницы кадров» у других народов также дают минимум прироста. У аварцев это, прежде всего, Гунибский район, который с 0,3% прироста входит в пятерку аутсайдеров по республике. Почти такие же показатели и у лезгинского Ахтынского района. Еще ниже у двух горных лакских районов — Лакского и Кулинского. Кстати, половина из десяти районов-аутсайдеров находится в Юждаге (с конца — Ахтынский, Агульский, Курахский, Сулейман-Стальский и Рутульский). Существующая динамика также показывает, что разрыв по приросту между Юждагом и остальной частью будет только возрастать. В десятке лидеров по естественному приросту Юждаг представлен только Табасаранским районом и городом Дагестанские Огни, также процентов на сорок населенным табасаранами. В тройке традиционно Цунтинский, Тляратинский и Карабудахкентский районы.
«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
|
|
| |
Tabasaranets | Дата: Среда, 01.01.2014, 10:01 | Сообщение # 2 |
Группа: Пользователи
Сообщений: 135
Статус: Оффлайн
| 9 декабря, на сайте Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан были опубликованы более подробные статистические материалы последней переписи населения(2010 г.) по муниципальным образованиям РД. По новым данным, совокупная численность табасаран по всем образованиям(районы,города, посёлки) превысила их сводную численность по Дагестану, говоря простым языком, численность табасаран изменилась в сторону увеличения по всем районам, городам Дагестана где проживают табасаранцы. Так, если раньше, официальная статистика говорила, что численность табасаран в Дагестане составляет 118848 человек, то, по последним, обновлённым данным - 121809 человек, т.е. табасаранцев стало больше на 2961 человек. Возникает интересный вопрос: когда "ошиблись", обрабатывая собранный статистический материал, или данные сфальсифицировали на местах переписчиками во время переписи?. Я думаю, "ошиблись" и статисты в Махачкале, и переписчики на местах. Как видим, у статистов совесть заиграла и они решили исправится, а вот, процент "ошибок" переписчиков не узнаем никогда, пока сами табасаранцы не проведём независимый перепись нашего народа по всему Дагестану. Cледует отметить,что данные по национальному составу по Дербенту и Дербентскому району остаются по прежнему сильно искажёнными, т.е. азербайджанцы не до конца "вернули" табасаранцев, проживающих в сельской местности, записавщих в свои ряды во время переписи населения 2010 года, и лезгины сохраняют гробовое молчание, по поводу облезгинивщихся на бумаге табасаранцев. Имею в виду, фальсификации по городу Дербенту, руль власти которого, к сожалению, в руках лезгин. Даже по скорректированным данным, за период между переписями 2002 и 2010 гг., прирост табасаран, обладающих самым высоким среди дагестанских народов уровнем рождаемости, остаётся относительно низким, - всего 10,6 %, Для сравнения, за тот же период, азербайджанцев стало больше на 12,4 %, лезгин - на 15,2%.
Лезгин также, было 385240 человек, стало 387746, разница - 2506 человек. А вот численность азербайджанцев в Дагестане уменьшилась на 5467 человек(125452 человека против ранее опубликованной - 130919 человек). Самое интересное заключается в том, это единственное несоответствие предыдущим данным. Общая численность табасаранцев, лезгин и азербайджанцев не изменилась, составляя, как и ранее, 635007 человек.
Сообщение отредактировал Tabasaranets - Среда, 01.01.2014, 10:02 |
|
| |