Вера в Судный день
Каждый мусульманин должен быть убежден в том, что допросы в могиле, начиная со дня смерти, воскрешение из мертвых в Судный день, Рог Исрафила, в который он вострубит, сбор всех людей на местности под названием ‘Арасат, и то, что люди в соответствии со своими деяниями будут утопать там в поту (кроме особых категорий людей), что Всевышний будет отчитывать Своих рабов, что праведники получат свои «Книги деяний» справа, после чего Аллах направит их в Рай по Своей милости, а грешники – слева, после чего Аллах направит их в Ад по Своей справедливости, взвешивание благих и дурных деяний на Весах справедливости, также заступничество в Судный день, мост Сират, перекинутый через Ад и служащий испытанием для верующих, сам Ад и все наказания и мучения в нем, Рай и все блага в нем, Хавз Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) (источник, вода которого утоляет жажду навечно) и т. д., – все это является истиной. Об этом нам повествуют Коран и хадисы, а в них содержится только истина.
В потустороннем мире не бывает смерти, он является вечным и непреходящим пристанищем человека.
Вселенная была создана Всевышним Аллахом. С тех пор она существует, находясь в движении, с окончанием одних процессов начинаются другие, одни формы существования материи превращаются в другие. Живые организмы также зарождаются, развиваются и отмирают, передав «жизненную эстафету» другим поколениям. Эту уникальную, гармоничную систему, в которой все течет, все меняется, сохраняя устойчивость и стабильность, Всевышний Аллах сделал средой обитания для человека, «лабораторией» для испытания душ людей на верность своему Творцу, Милостивому и Милосердному Властителю, Царю Дня Суда.
Но «все течет до назначенного предела».
Уверовавший во Всевышнего Аллаха и в Его Посланника Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) должен верить и в наступление Конца Света и Дня Суда, ибо об этом говорит Аллах в Коране, это сообщил нам Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует), а в этих источниках нет ничего ложного или недостоверного.
Коран и хадисы сообщают нам, что все люди смертны. Души людей от их тел отделяет ангел смерти (Малак-уль-мавт) ‘Израиль. Затем, после похорон, являются два ангела, Мункар и Накир, и допрашивают умершего. Они спрашивают, кто его Господь (Бог), кто – пророк, какова его религия. Могила, в зависимости от земных деяний, для одних станет райским садом, для других – ямой Ада; для плохих людей могила будет темной и сжимающей.
Настанет день, и один из великих ангелов, Исрафиль, вострубит в Рог (Сур), диаметр которого равен размеру небес и земель, возвещая о Конце Света. Звуки этого Рога будут невыразимо страшными; услышав их, все живое придет в ужас. Хищные звери, другие животные, люди не будут бояться друг друга, ибо страх, наведенный звуками Рога Исрафиля, заставит их забыть о страхе друг перед другом. Устойчивый, гармоничный мир по велению Творца придет в расстройство и погибнет, погибнет также все живое. Страшная картина Конца Света описана во многих сурах священного Корана и хадисах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Их невозможно читать без содрогания. Они являются постоянным напоминанием бренности этого мира и ответственности каждого за свое поведение на этом свете, за рациональное использование времени, отпущенного нам Всевышним в этой жизни. А когда Исрафиль вострубит в Рог во второй раз, воскреснут все, кто когда-либо жил на этом свете, воскреснут, чтобы держать ответ за все свои земные деяния. Все соберутся в обширной ровной местности ‘Арасат. Это место называют еще Махшаром (место сбора).
Все будут находиться в ожидании Суда. В зависимости от земных деяний для одних это время растянется на тысячи лет, для других пройдет очень быстро, как промежуток, необходимый для совершения намаза в два ракаата.
В этот день правоверные (му’мины) найдут прибежище в тени ‘Арша, рядом с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует).
Обитатели Махшара кинутся искать пророков, чтобы попросить у них шафа‘ат (ходатайство, заступничество, помощь, оказываемая пророками и другими праведниками с дозволения Аллаха), пророки же будут отправлять их от одного к другому, и, в конце концов, они придут к Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). И он попросит у Всевышнего Аллаха облегчения, и Аллах примет его ходатайство – начнется великий Суд.
В этот день все, кроме пророков, ангелов и особой категории верующих, будут допрошены о своих земных деяниях.
Все земные деяния людей записывают два ангела: один из них, Ракиб, находится у правого плеча и записывает все хорошие деяния, другой – ‘Атид - у левого плеча и записывает все плохие деяния. Причем, плохие деяния записываются не сразу, ангел ждет: может быть, человек искренне сожалеет о содеянном и покается. В случае покаяния плохое деяние не записывается. Поистине, безгранично милосердие Всевышнего Аллаха. Он дает возможность каждому увеличить количество хороших деяний. Помимо прощения искренне покаявшихся, Всевышний дал нам и другие возможности спасения. Он дал нам священные дни и ночи, когда в десятки и сотни раз увеличиваются воздаяния за хорошие деяния.
Да сделает нас Всевышний Аллах из тех, кто умеет пользоваться Его милостью!
Итак, в День Суда все земные деяния будут учтены, включая самые мизерные. Будут взвешены особыми весами (мизан) хорошие и плохие деяния. И может оказаться, что самое мизерное хорошее или плохое деяние перетянет чашу весов в ту или иную сторону. Поэтому необходимо стараться во всем, даже в мелочах, отказываться от плохого и придерживаться хорошего.
Те, у кого хороших деяний окажется больше плохих, получат записи своих земных деяний справа и спереди, они будут названы поименно и обрадованы; те же, у кого окажется больше плохих деяний, – слева и сзади, они также будут названы поименно и огорчены.
Да сделает нас Всевышний Аллах из тех, кто получит свои бумаги справа!
После Суда необходимо будет перейти мост Сират, который «тоньше волоса и острее лезвия меча». Мост Сират проходит над пропастью Ада и ведет в Рай. В зависимости от земных деяний, люди перейдут Сират по-разному, а некоторые из них упадут с него и окажутся в объятиях пламени.
Но некоторые грешники, которые заслужили наказание, спасутся благодаря шафа‘ату (заступничеству) Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другие пророки и святые праведники тоже получат право на шафа‘ат, соответствующий своему уровню (даража).
Мы верим также в то, что правоверные смогут напиться в водоеме Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который называется Кавсар, вода в котором белее молока, холоднее снега. Испивший ее единожды утолит жажду навсегда.
Да сделает нас Всевышний Аллах из их числа!
Попавшие в Рай (аль-Джанна) будучи молодыми (в возрасте 33 лет)
останутся там навечно, наслаждаясь его невиданными и неслыханными
благами, о которых и не думали. Достаточно будет лишь подумать о
каком-либо благе - и обитатели Рая получат его. Здесь праведников будут
услаждать прекрасные, прелестные гурии. Каждый получит блага,
соответствующие своим добрым деяниям в земной жизни.
Праведники в Раю также увидят особым видением Всевышнего Аллаха,
каждый приблизится к Нему по мере своих добрых деяний. Лицезрение же
Всевышнего Аллаха, Его довольство нами является высшим наслаждением,
высшим благом для нас.
Попавшие же в Ад (Нар) получат соответствующее наказание в зависимости от своих греховных деяний.
Да сохранит нас Всевышний Аллах от этого!
Мусульмане, отбыв в Аду свой срок в зависимости от тяжести грехов, затем попадут в Рай, где пребудут вечно. Кафиры (неверующие, неверные) и мунафики (лицемеры) останутся в Аду навечно.
В Аду также имеются разные уровни мучений, в зависимости от тяжести злодеяний и грехов.
Чем больше мы будем помнить о Дне Суда, будем осознавать, что придется
ответить за каждый поступок, за каждое слово, тем больше у нас шансов
быть спасенными в последний день.
Таким образом, вера в Судный день воспитывает в человеке чувство ответственности за чистоту источников заработка и доходов, чувство бережного отношения к здоровью, имуществу и материальным ценностям, как собственным, так и общественным, окружающей среде, природным ресурсам, ответственность за их экономное расходование, ибо Аллах запрещает расточительство. Верующий осознает, что обязательно настанет час, когда придется отвечать за каждый поступок, за каждую полученную и израсходованную копейку.
Да сделает нас Всевышний Аллах из тех, кто каждое мгновение помнит о Дне Суда! Аминь!
Из книги «Азбука Ислама»