Вера во Всевышнего
Именем Милостивого Аллаха!
Шахада это свидетельство, словесное признание и утверждение сердцем, что нет божества, которому в действительности следует поклоняться, кроме Аллаха, и что поистине Мухаммад – Посланник Аллаха. Вера в Аллаха заключается в уверовании, что Аллах – Единственный, Который достоин поклонения и Которому обязательно нужно поклоняться.
Истинное величие Аллаха, Его совершенство, истину о Нем никто не в состоянии осознать, кроме Самого Аллаха. Необходимые и достаточные знания мы получаем от Него Самого через Его Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и из Его Книги – Корана.
Все люди, все что существует, вся природа сотворены, созданы Аллахом. Он сотворил мир по Своей воле. Время и пространство также является творениями Всевышнего Аллаха. Аллах не меняется во времени и время не меняется для него. По отношению к Аллаху нельзя пользоваться пространственными ориентирами, такими как верх, низ, правая сторона, левая сторона и т.д. Бессмысленен вопрос «где Аллах?». Ибо ответ на вопрос «где?» указывает на место в пространстве. Поэтому нельзя утверждать, что Аллах находится на каком-то месте в пространстве. Например, на небесах или на ‘Арше, или что Он везде, ибо такое утверждение делает Аллаха похожим на Его творение.
ВУДЖУД - СУЩЕСТВОВАНИЕ
Доказательством существования Аллаха являются Его творения. Как мы знаем, каждая вещь нуждается в Создателе. Небеса, Земля, планеты, Солнце, Луна, звезды и другие сами по себе, без создателя, не могут образоваться. Аллах – Тот, Кто создал все и управляет всем.
У Всевышнего Аллаха 99 имен. Они все являются качествами (сифат) Всевышнего, присущими только Ему одному. В этом каждый должен быть убежден твердо. Пророка Адама (мир ему) Всевышний спросил: «Сколько у Меня Имен?». Адам (мир ему) ответил, что все на свете – это Твое Имя. В каждой вещи он видел Могущество Создателя, из-за того, что все на свете создано Аллахом. У Аллаха есть семь качеств, которые называются постоянными (субут).
1. КУДРАТ – ВСЕМОГУЩЕСТВО.
2. ИРАДАТ – ВОЛЯ.
3. ХАЙЯТ – ЖИЗНЬ
4. ‘ИЛЬМ – ВСЕЗНАНИЕ
5. КАЛАМ – РЕЧЬ
6. САМ‘ – ВСЕСЛЫШАНИЕ
7. БАСАР – ВСЕВИДЕНИЕ
Эти семь сифатов называют «субут» -постоянными, так как они есть и у человека в той мере, какой дал ему Всевышний. Но со временем, к старости эти качества меняются или вовсе исчезают, а для Всевышнего эти качества не меняются, они постоянны.
Остановимся на этих качествах подробнее.
1. КУДРАТ – ВСЕМОГУЩЕСТВО.
Мусульманин должен знать и быть убежденным в следующем: нет ничего невозможного для Аллаха. Сказав только «Будь!», Он может сотворить все, что захочет. Однажды сатана (иблис) спросил пророка Идриса (мир ему): «Может ли Аллах вместить в ореховую скорлупу весь мир?». Идрис (мир ему) ткнул иголкой в его глаз, которую держал в руках и сказал: «Если будет на то воля Аллаха, Он в это игольное ушко может поместить весь мир». При этом у нас даже не должен возникнуть вопрос: «как это может в игольном ушке поместиться весь мир?», ибо это означает сомнение в Могуществе Аллаха. Если на то будет воля Всевышнего, Он или увеличит игольное ушко настолько, чтобы в него поместился весь мир, или же уменьшит весь мир так, что он вместится в обыкновенное игольное ушко. Мусульманин должен быть твердо убежденным в таком Могуществе Всевышнего Аллаха. Во всем сотворенном нет даже малой толики могущества, кроме как у Аллаха.
2. ИРАДАТ – ВОЛЯ.
Ирадат означает воля. Каждый мусульманин должен знать, что не бывает ничего без ирадата Аллаха. К примеру, когда пророк Ибрахим (мир ему) швырнул оземь нож, который так и не порезал горло его сына Исмаиля, нож заговорил: «Почему ты гневаешься на меня?» Ибрахим (мир ему) ответил: «Неоднократно я проводил тебя по горлу, почему же ты не порезал горло Исма‘иля?». Тут нож напомнил Ибрахиму (мир ему): « Когда Намруз бросил тебя в огонь, почему огонь не спалил тебя?» «Потому что Всевышний приказал огню не жечь», - ответил Ибрахим (мир ему). «Так вот, - сказал нож, - если Всевышний один раз приказал огню не жечь тебя, то мне Он семь раз приказал не резать горло Исма‘иля».
Другой случай произошел с пророком Мусой (мир ему). Однажды, когда Муса (мир ему) был озадачен болезнью зуба, от которой он не знал лекарств, к нему пришло откровение, что на некой горе растет трава, и если подержать ее во рту, это и будет лекарством от зубной боли. Он направился на ту гору, нашел траву, подержал ее во рту, и боль прошла. Через некоторое время, у него заболел тот же зуб. Муса (мир ему) вернулся на гору, и вновь подержал во рту ту же траву, но на этот раз она ничуть не помогла. Муса (мир ему) был очень удивлен. Тогда Всевышний сказал ему: «Только по желанию Моему и по воле Моей, та трава становится лекарством, Муса».
Какие же выводы из этого следуют?
Создавший нож режущим и давший ему эту силу – Аллах. Если кто-то, исключив кудрат - ирадат, думает, что нож сам обладает такой силой, то это неверие (куфр). Так, если тебя спросят, «Чем порезал руку?», как ты ответишь? Если скажешь, что порезал Всевышний, это будет верным, но как быть с ножом? Если сказать, что порезался ножом, тогда как быть с кудратом - ирадатом Аллаха? И правильнее сказать: «Порезался ножом по желанию и воле Всевышнего Аллаха».
Еще один пример: Почему же больной человек идет к доктору, когда есть Всемогущий Аллах, в чьем ведении находится все, что связано с этим миром и с Вечной жизнью, Тот, Кто может по Своему кудрату - ирадату делать все, что пожелает? Ответ прост. Поводом для исцеления болезней Всевышний сделал доктора. В чем же должен быть уверенным больной, попав на прием к доктору? А в том, что истинно Тот, Кто исцеляет – Всемогущий Аллах, а доктор и лекарства – это только повод, который Аллах дает для исцеления больного. Если же кто-то, исключив кудрат - ирадат Аллаха, решит, что доктор и лекарства лечат сами по себе – это неверие (куфр). Разве может быть мусульманин таким невежественным?
3. ХАЯТ – ЖИЗНЬ.
Мусульманин должен быть уверен в том, что Всевышний Аллах – Вечно Живой, что у Него нет ни начала – ни конца, ни молодости – ни старости, времена не меняют Его. Все сифаты Аллаха, как и Он Сам, не имеют начала и конца.
4. ‘ИЛЬМУ – ВСЕЗНАНИЕ.
Надо быть убежденным в том, что Аллах Знающий. Он знает о каждом творении еще до того, как оно будет создано, и о том, что будет с ним после сотворения. В итоге: нет ничего в сотворенном, чего бы Всевыщний Аллах не знал, не успел бы знать или чего-то, которого не охватило бы знание Аллаха.
5. КАЛАМ – РЕЧЬ.
Необходимо знать, что Аллаху присуще такое свойство, как речь. Но при этом надо также знать, что речь Аллаха не такая как у Его творений, она не осуществляется через звуки и буквы. Инжил, Таврат, Забур, Коран и др., если имеется ввиду начальная сущность речи Аллаха, то она является речью без букв и звуков. Если же посмотреть на них как на книги, ниспосланные к пророкам на разных языках, через озвучивание, то они будут сотворенными.
Другими словами, речь Всевышнего Аллаха, не является сотворенной, и эта речь не похожа на речь Его творений.
6. САМ‘ – ВСЕСЛЫШАНИЕ.
Из сифатов присущих Всевышнему Аллаху является, что Он Слышащий. Создатель слышит даже шаги муравья, когда тот идет по камню.
7. БАСАР – ВСЕВИДЕНИЕ.
Из сифатов Аллаха то, что Он Всевидящий. Нет ничего в сотворенном Им, что Он не видит. При этом слух и зрение Аллаха, не осуществляется через уши и глаза как у Его творений. Ибо Всевышний не похож на нас. Это объяснение тому, что ильму - знания Аллаха, охватывает все.
Среди 99-ти имен Аллаха есть еще 5 качеств, которые необходимо знать каждому. Они называются «сальби».
1. КИДАМ – ВЕЧНОСТЬ БЕЗ НАЧАЛА
2. БАКА’ – БЕСКОНЕЧНОСТЬ
3. МУХАЛАФАТ УЛЬ-ХАВАДИСИ – БЕСПОДОБИЕ
4. КИЯМУХУ БИНАФСИХИ – НЕЗАВИСИМОСТЬ
5. ВАХДАНИЯТ - ЕДИНСТВЕННОСТЬ
Перечисленные качества называются «сальби» – отрицающими, поскольку они отрицают те качества, которые не могут быть присущи Всевышнему. Например, вечности противоположно исчезновение. Таким образом эти пять качеств сальби отрицают все противоположные себе слабые качества.
1. КИДАМ - ВЕЧНОСТЬ БЕЗ НАЧАЛА.
Аллах – Тот, Кому нет начала. Например, когда рождается ребенок, мгновенье, час, день, год его рождения является для него началом создания. Если же строится какой-либо город или здание, завершение стройки является началом их функционирования. А у Всевышнего нет такого начала. Всевышний вечен.
2. БАКА’- БЕСКОНЕЧНОСТЬ.
Аллах – Тот, для Кого нет разрушения, смерти, Он вечен.
Все сотворенное Всевышним Аллахом подвластно смерти, разрушению, кроме
‘Арша, Курса, Рая, Ада, Лавха, Калама, Ажбу занб (копчик) и, ссылаясь
на достоверное слово имама Шафии, духа (рух). Все выше перечисленное
Всевышний создал для постоянного существования.
3. МУХАЛАФАТУЛ ХАВАДИСИ - БЕСПОДОБИЕ
Он непохож ни на одно из Своих творений. Уподоблять Аллаха чему-либо
является куфром. Кто бы в каком бы образе не пытался представить Аллаха,
Он не будет похожим на этот образ.
Чем говорить определенно о Всевышним, лучше знать, что мы не можем
постигнуть, познать Его. Споры о том, какой Аллах, являются язычеством
(ширк).
Всевышний не обязал людей ни к чему, кроме как очистить Его от того, что не присуще Ему.
4. КИЯМУХУ БИНАФСИХИ - НЕЗАВИСИМОСТЬ.
Все нуждается в Нем, но Он не нуждается ни в ком и ни в чем.
5. ВАХДАНИЯТ - ЕДИНСТВЕННОСТЬ.
Аллах – Един, у Него нет сотоварища.
Тот, кто сомневается в этих качествах Всевышнего является заблудшим человеком и вводящим в заблуждение других.
Да поможет нам Аллах Истинное видеть Истинным, а ложь – ложью. Амин!
По материалам книги: "Минимум необходимых знаний по основам религии"