Табасаран в средние века

  На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные политические образования - племенные объединения. С IV в. до н. э. по II - III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. В последующие века жителям Табасарана пришлось бороться против сельджуков и татаро-монголов. Против иноземных завоевателей табасараны выступали всегда совместно с остальными дагестанскими народами.

  В XV-XVI веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана. Оно включало в себя не только территорию, населенную табасаранами, в его состав входили некоторые современные лезгинские и азербайджанские аулы. На протяжении XV-XVII вв., как и в предыдущие века, табасараны вместе с остальными дагестанскими народами вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других завоевателей. По-прежнему табасараны находились в разносторонних взаимоотношениях с даргинцами, лезгинами, азербайджанцами и др. дагестанскими народами. В XI-XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Карахи, Рад-жаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами. Название книги - "Диндин асулар шубуб - иман, ислам, суннет ву” ("Иман, ислам, суннет - основные черты религии”). В XVII - XVIII вв. создавали свои труды ученые Хасан ибн Рабадан и его сын Гаджи-Магомед из Зирдага. Они сыграли большую роль в культурном развитии не только табасаран, но и других народов Дагестана.

Нравится
Категория: Табасаран: возникновение и становление. | Добавил: Admin (23.11.2010)
Просмотров: 2835 | Комментарии: 6 | Теги: Ругудж, Кулик, Кюряг, Табасаранское майсумство, ислам, кавказская албания, дербент, Зирдаг, Мухаммед ал-Карахи, Диндин асулар шубуб - иман | Рейтинг: 2.0/2
Всего комментариев: 6
avatar
6 ТАВАСПАРАНец • 11:50, 11.02.2012
Лейла, по данным учённых, которые исследовали ДНК, галогруппы в крови взятой у различных представителей табасаранского народа, при формировании табасаранского народа участвовало три пока неизвестных нам, потомкам этноса, племени. Ты сильно не переживай, не одни мы такие. Например, в этногенезе лезгин, опять же по данным учённых, участвовало где-то 10 племён. Не знаю насколько гипотезы учённых верны, но по моим наблюдениям, у подавляющего большинства табасаранцев есть схожие, только присущие нам черты лица и свойства характера. При внимательном рассмотрении дагестанца можно на 90% угадать его национальность.
avatar
5 Лейла • 20:14, 14.01.2012
Так кто-нибудь скажет точно, на основе каких этносов возникли табасаранцы? Однозначно, что не во всех табасаранцах течет одна и та же кровь. Это по внешности видно.
avatar
4 иса • 23:23, 14.04.2011
Исключительное известие
Автор «Гюлистани-Ирем» заимствуя из истории Кятиб Челеби44 рассказывает, что когда Абумуслим (почтенный Маслама) был за¬нят покорением Дагестана, мусульманский падишах того времени и брат упомянутого завоевателя - Гишам бен Абдул-Мелик при¬был в Дагестан, лично наблюдал присходившие здесь события, и что по просьбе лиц, принявших здесь новую религию ислам45), Ги¬шам оставил у них на хранение свою саблю и велел ее положить в какую-то пещеру, чтобы она была памятью о нем. Поэтому те лица и их потомки почитали ту пещеру и охраняли там ту саблю.
Я позволю себе сказать, что теперь подтверждением этого из¬вестия может служить то, что в Северной Табасарани в Кыракском магале в селении Чордаф есть пещера, в которой находится какое-_ то оружие вроде кинжала. Местное население говорит, что это кин¬жал Абумуслима завоевателя и они всегда свою поминальную милостыню приносят туда во имя Абумуслима и раздают. В настоя¬щее время этот кинжал хранится в доме одного благонадежного жителя селения Чордаф, дабы кто-нибудь его не украл из пещеры. Кроме этого случая здесь почитания сабли нет. Покойный Абас-Кули-Ага, в порядке толкования, пишет, что, вероятно, Кятиб-Челебк сообщает это, услыхав о кинжале, как о сабле.
avatar
3 ddd@ya.ru • 12:43, 26.03.2011
Таваспаран был отдельным государством, и не когда не существовал Кав. Албания, все выдуманое говно лезгинскими чертями.
avatar
2 tavasporan.ru - нюх топтал • 18:11, 10.02.2011
беньки раззуй и прочитай, все давно доказано, приведи свои доводы сначала.
avatar
1 Челентано • 16:51, 20.01.2011
Прямых доказательств, где говорится о вхождении Таваспарана(Табасарана) в Кавказскую Албанию в трудах древних историков нету, это все выдумки современных историков.
Кавказская Албания и Таваспаран были стратегическими партнёрами, соседними государствами.
avatar