На протяжении длительной истории на территории Табасарана возникали различные политические образования - племенные объединения. С IV в. до н. э. по II - III вв. н.э. территория Табасарана входила в Кавказскую Албанию. С распадом Кавказской Албании Табасаран в источниках фигурирует как самостоятельная область, а табасараны известны как один из древних и крупных дагестанских народов. В средневековых источниках содержатся сведения о борьбе табасаран против сасанидов, хазар и арабов. Особенно упорным было сопротивление жителей Табасарана против арабских завоевателей. В последующие века жителям Табасарана пришлось бороться против сельджуков и татаро-монголов. Против иноземных завоевателей табасараны выступали всегда совместно с остальными дагестанскими народами. В XV-XVI веках Табасаранское майсумство было одним из крупных феодальных владений Дагестана. Оно включало в себя не только территорию, населенную табасаранами, в его состав входили некоторые современные лезгинские и азербайджанские аулы. На протяжении XV-XVII вв., как и в предыдущие века, табасараны вместе с остальными дагестанскими народами вели борьбу за независимость против сефевидов, турок и других завоевателей. По-прежнему табасараны находились в разносторонних взаимоотношениях с даргинцами, лезгинами, азербайджанцами и др. дагестанскими народами. В XI-XV вв. в Табасаране создавались рукописи, хроники, а в некоторых аулах действовали мектебы. Муталимы из Табасарана учились в Дербенте, других центрах мусульманской культуры. Табасаранские алимы переписывали арабские рукописи, охватывающие различные отрасли богословия, законоведения, историю, географию, арабский язык, геометрию и т.п. Это Мухаммед ал-Карахи, Рад-жаб из сел. Ругуджа, Шабан из Кюряга, Рамазан из сел. Кулик и др. Во второй половине XVI в. в сел. Кюряг жили арабисты Шабан и Мухаммед. В сел. Зирдаг найдена книга, написанная в 1023 г. хиджры (1614 г.) на табасаранском языке арабскими буквами. Название книги - "Диндин асулар шубуб - иман, ислам, суннет ву” ("Иман, ислам, суннет - основные черты религии”). В XVII - XVIII вв. создавали свои труды ученые Хасан ибн Рабадан и его сын Гаджи-Магомед из Зирдага. Они сыграли большую роль в культурном развитии не только табасаран, но и других народов Дагестана. Нравится | |
| |
Просмотров: 2835 | Комментарии: 6 | | |
Всего комментариев: 6 | |
| |