Наряду с земледелием и скотоводством значительную роль в хозяйстве табасаран играли домашние промыслы, обеспечивавшие нужды населения в одежде, обуви, предметах домашнего обихода, в сельскохозяйственном инвентаре. Для табасаран того времени характерны были и занятия рядом ремесел. Одно из ведущих мест занимала обработка шерсти. Она использовалась для изготовления паласов в ковроткачестве. В табасаранском ауле, кроме ковров, изготовляли переметные сумки, коврики для седла.
Общеизвестно, что в Табасаране издавна развито ковроделие. Давность и самостоятельность развития этого промысла привели к созданию чисто местных ковровых узоров: "сафар-чечне", "турар-чечне", "вартар-чечне", "сюбяг-чечне" и др. Долгое время табасаранские мастерицы обходились чисто местными красителями: кореньями марены, корой орехового дуба, барбариса, травами (например, сары-гел). В 1928 г. в с. Хучни было создано товарищество по совместному изготовлению ковров. Артель объединили ковровщиц из Хучни и соседних аулов, причем шерсть мастерицы получали от артели, но каждая работала дома. Лишь в 1930 г. была построена ковровая мастерская на 30 станков. Это улучшило условия работы ковровщиц, позволило более интересно организовать их досуг. В 1958 г. на базе хучнинской артели была создана ковровая фабрика. Ее цеха созданы в аулах Курках, Хурик и Джульдаг.
Основными центрами ковроткачества были селения Ерси, Хучни, Сыртыч, Аркит и др. Женщины сами готовили пряжу, растительные краски. Растительную краску красного цвета в основном изготовляли жители сел Ерси, Дарваг, Зил. Здесь большое распространение имели ворсовые ковры, известные под наименованием "дербентских" и "табасаранских" ковров.Из шерсти выделывали сукно, которое шло на изготовление верхней одежды мужчин, из хлопчатобумажной ткани шили рубашки. Немалую роль в изготовлении одежды играло и шелководство.
Большое место в хозяйстве табасаран занимали деревообрабатывающие промыслы: изготовление домашней утвари, ткацких и ковроткаческих станков, земледельческих орудий, строительного материала. Сохранились разнообразные уникальные памятники - мечети, окна старинных домов, балки, ящики для зерна, - свидетельствующие о высоком уровне развития резьбы. Получила развитие и обработка камня. Значительное число надмогильных стелл, датируемых XVIII и первой половиной XIX вв., мечети, жилые дома, относящиеся к .тому времени, свидетельствуют о широком распространении камнерезного дела.В течение XVII-XVIII столетий южнотабасаранские мастера вводят очень много мотивов в оформление надгробий. В этот период северо-табасаранские камнерезы создали надмогильный памятник единого типа с единой схемой декора.
К промыслам можно причислить и строительство водяных мельниц, которые табасараны называют "рягъяр". Они строились у водопадов. Табасаранская поговорка гласит: "У каждого свои заботы, а у мельника - о воде". Число мельниц в аулах зависело от величины аула и удаленности от реки. Кроме того, в каждом ауле 5-6 хозяйств располагали ручными мельницами-жерновами. Заметными были и сдвиги в производстве гончарных изделий. Табасаранский аул Джули, издавна известный производством разнообразных и высококачественных гончарных изделий, в XVIII - начале XIX вв. превратился в один из ведущих центров гончарного дела. Изготовлявшаяся здесь глиняная посуда различных сортов и размеров (чашки, кувшины) пользовалась широким спросом не только в табасаранских, но и в аулах соседних дагестанских народов.
В некоторых табасаранских аулах отдельно мастера занимались кузнечным и оружейным делом. Производились сельско-хозяйственные орудия, предметыдомашнего обихода. В малом количестве изготовляли и оружие: кинжалы, пистолеты, ружья. Выше отмечено, что табасараны занимались земледелием, скотоводством и кустарными промыслами. Однако жители многих аулов нуждались в продуктах и предметах первой необходимости. С одной стороны эти обстоятельства, с другой -наличие свободных рабочих рук, привели к раннему появлению у табасаран отходничества. Формы отходничества были самые разнообразные. Небольшими группами горцы уходили на выполнение сельскохозяйственных работ к крупным землевладельцам в плоскостные аулы, в том числе и в Дербентском, Кубинском ханствах. Часть горцев нанималась на военную службу. Ранней весной многие уходили на рыбные промыслы - "батагаандихъ". Жители некоторых аулов славились как хорошие мастера-строители, которые уходили на строительство домов в плоскостные аулы Табасарана, а также за его пределы - в агульские, даргинские села. Роль отходничества была огромной в разложении патриархально-феодальных устоев в быту. Оно содействовало повышению культурного уровня отходников. Крестьяне-отходники, работавшие в сельскохозяйственном производстве, приобретали навыки выращивания культурных растений. |