В первые годы Советской власти местными органами власти и управления были окружные и участковые съезды Советов, сельские и соответствующие исполкомы. При окружном исполкоме функционировали отделы народного образования, военный, земледелия, здравоохранения и пр. Они подчинялись исполкому и соответствующему наркомату. В округах появились и крестьянские комитеты, которые организовывали взаимопомощь при неурожаях и стихийных бедствиях, обеспечивали маломощные и батрацкие хозяйства продуктами питания, семенами. В табасаранских аулах были построены лесопильные заводы, создавались пункты фруктосушения. Велась также работа по восстановлению и кооперированию кустарной промышленности. Уже в 1921 г. были организованы десятки товариществ по объединению кустарных артелей. В табасаранских аулах проводилась работа в области культурных преобразований: по созданию новой советской школы на родных языках основных народностей Дагестана, по подготовке педагогических кадров, строительству школьных зданий, клубов, кинотеатров и других учреждений.
Большой рост в Табасаранском и Хивском районах получило ковровое производство. За высокое мастерство по изготовлению ковров Совет Министров ДАССР присудил 37 лучшим ковровщицам Дагестана дипломы мастера коврового производства первой, второй и третьей степеней. Среди известных ковровщиц - М. Эсрепова, Н. Алибекова, М. Магомедова, М. Тагирова, Г. Пачаева, У. Аскерова и др. В послевоенные годы в аулах открывались или расширялись медпункты, сельские аптеки, библиотеки, клубы, школы. Проявлялась большая забота о подготовке специалистов из числа табасаран. Они учились как в средних, так и в высших учебных заведениях в Махачкале, Дербенте, Буйнакске и в других городах Советского Союза. Серьезное внимание придавалось подготовке сельскохозяйственных, медицинских и других работников. В системе народного образования в Табасаранском и Хивском районах, помимо местных учителей, трудились сотни учителей - представителей народов Советского Союза: русские, азербайджанцы, армяне, осетины и др. Следует отметить особую роль русских учителей, обучавших и воспитавших ряд поколений школьников, ставших впоследствии учеными, педагогами, агрономами. Сегодня у табасаран есть доктора наук, профессора: А. Юсуфов, Б. Ханмагомедов, С. Ханмагомедов, 3. Юзбеков, Н.Исмаилов, 3. Загиров, М. Алиев и др. Десятки табасаран стали кандидатами наук. Новых высот достигли поэты, писатели. В послевоенные годы дальнейшее развитие получила табасаранская литература. Образ современника раскрывается в произведениях А. Джафарова, М. Митарова, М. Шамхалова, А. Везирова, И. Шахмарданова, К. Рамазанова, Б. Раджабова, Ю. Базутаева, Ш. Казиева, А. Асланова, Ш. Шахмарданова, П. Касимова и пр.Большая работа проделана по дальнейшему развитию культурно-просветительных учреждений, печати, издательского дела, кинофикации и радиофикации. В Табасаранском, Хивском районах функционируют десятки библиотек и клубов, при домах культуры созданы коллективы художественной самодеятельности, которые выступают с концертами перед населением, разъезжают по селам, обслуживают животноводов и хлеборобов на полях и кутанах. Большим событием в культурной жизни табасаран стало создание народного театра в Хиве в 1960 г., а также в Хучни. На страже здоровья трудящихся -десятки медицинских учреждений и сотни специалистов. Мы не только наследники прошлого нашего народа, но и предки тех, кто будет жить после нас, обреченные на вечный их суд. Сейчас мы как бы заново вглядываемся в историю каждого народа. Равенство народов не должно быть лишь конституционной строкой. В нынешних условиях необходимо учитывать тот факт, что крупные перемены, происходящие в жизни нашей страны, неуклонный рост национального самосознания и этнического самоутверждения настоятельно требуют внимания и развития творческих сил всех народов и этнических групп. | |
| |
Просмотров: 2471 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 3 | |
| |