[ Обновленные темы · Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: dashkkyar  
Что же завещал Андуник?
dashkkyarДата: Пятница, 25.01.2013, 04:16 | Сообщение # 1
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
Пожалуй, нет в истории дагестанских народов другого документа, который бы был столь превратно истолкован, как известный под названием «Завещание Андуника».

Написано оно «визирем кади Али-Мирзой из Анди во время собрания владетелей на Андийской горе в 890 году хиджры (1485 год) и гласит следующее:


«Завещание Андуника, сына Ибрагима, владетеля территории Авар, почтенного, великого, владетеля силы, побед и мощи, своему племяннику Булач-нуцалу, владетелю территории Авар, да направит Всевышний его на верный путь. О мой племянник, возьми-ка ключи Авар в свои руки: первые ключи — алигиличинцев, вторые — дженгутаевских владетелей, третьи — гумбетовских владетелей, четвертые — владетелей Анди, пятые — каратинцев, шестые — бактлухинцев, седьмые — хучадинцев и Семиземелья.
Если ты возьмешь данные ключи, то соль, мед, виноград, железо, рыба и остальное все, в чем человек нуждается — у тебя, в твоем распоряжении. А иначе все от тебя и от твоего народа отторгнется. Затем обрати внимание на границы земель, которыми владели твои предки, и управляй так, как они управляли. Первая граница со стороны запада — это Миясугатан, вторая — со стороны востока, из середины аула Гоцатль, третья — со стороны юга, от Хучада до Голотлинского моста, четвертая — со стороны севера от Салагоры до Таргу. Затем обрати внимание на свидетельство наших почтенных предков о численности мужей в Дагестане. В нем 250 тысяч воинов, из них 60 тысяч табасаранского, 50 тысяч хайдакского, 100 тысяч кумухского падишаха, 40 тысяч — нуцала, и они храбрее всех. Мой племянник, постарайся преодолеть эти границы и не уступи чужому даже пяди своей земли, если ты являешься владетелем, подобно твоим храбрым предкам.

Составлено завещание визирем кади Али-Мирза из Анди во время собрания владетелей на Андийской горе в 890 году хиджры (1485 г.)».




Впервые в научный оборот этот документ ввел М.-С. Саидов, известный дагестановед, знаток арабоязычной литературы. В своей статье «Возникновение письменности у аварцев» он писал: «До нас дошел замечательный памятник Аварии, написанный по-арабски в 1485 г. Али-Мирзой из аула Анди. Это — завещание аварского нуцала Андуника, сына Ибрагима, наследнику престола Булач-нуцалу. Списки памятника были известны еще в XIX веке, но подлинник его был обнаружен только в 1941 г. в Хунзахе. Однако установить подлинность найденного в 1941 г. экземпляра удалось только в 1949 г. во время поездки автора настоящих строк по Аварии, благодаря найденной им в селении Салта Гунибского района книге «Шарх ал-Мухаррар», переписанной рукою того же самого Али-Мирзы из Анди в 1467 г. Таким образом, перед нами письменный памятник XV в.». Поверим этому на слово, ибо книги «Шарх ал-Мухаррар», переписанной рукою того же самого Али-Мирзы из Анди в 1467 году, никто, кроме Саидова, так и не видел.

«Завещание Андуник-нуцала» было преподнесено как гимн силе аварского нуцала и призыв правителя Аварии к своему наследнику усилить экспансию на все соседние земли, если он желает обладать славой и мощью своих могучих предков (арабский текст был переведен Гамзатом Цадасой на аварский язык, а с последнего на русский Х.-М.О. Хашаевым). Особенно усердствовало академическое издание «Истории Дагестана», отмечая, что «Завещание» перечисляет земли, «на которые особенно претендовали аварские правители: это земли алигиличинцев, дженгутайских владетелей, гумбетовских владетелей, андийцев, каратинцев-бактлухлинцев, хучадинцев и Семиземелья».

На самом деле существует 9 списков этого документа, в которых есть и существенные различия. О тонкостях перевода и различиях в списках пускай спорят специалисты, проанализируем «силу и мощь» правителя «вилайята Авар», исходя из исторических реалий.

Вот что увидел Т. Айтберов в документе:
«Андунику и его ближайшим «умным и сильным» предкам подчинялась относительно небольшая территория — примерно соответствующая Хунзахскому плато и прилегающим к нему землям. Вместе с тем, однако, они контролировали стратегически важные для Аварии княжества и этнополитические образования, именуемые «воротами в Авар»... Сами нуцалы, по-видимому, находились тогда под верховной властью правителей лакского Кумуха, которых Андуник-нуцал именовал падишахами».

Очень уж хочется ему, чтобы нуцалы Аварии, находясь под верховной властью правителей Кумуха, «контролировали стратегически важные для Аварии княжества и этнополитические образования». Это притом, что Андуник-нуцал предлагает своему племяннику Булачу (а в некоторых списках и Хаджиали) «принять ключи» от сопредельных пограничных владений. Найти и принять ключ к чему-то — это вовсе не агрессия и не контроль даже в аварском языке. Это всего лишь сохранение добрососедских отношений, в результате которых подданные Булача могли получить «соль, мед, виноград, железо, рыбу и остальное все, в чем человек нуждается». Действительно, перечисленные товары не производятся на том клочке, границы которого четко определены в документе и приведены Айтберовым. Потому очень большое значение придавал Андуник-нуцал сохранению добрососедских отношений. Более того, перечисляя в документе возможности других владетелей по военно-политическим возможностям, он дает предостережение, указывая на превосходство в численности.

Что же касается территории самого «вилайята Авар», то, по мнению А. Шихсаидова,
«если наложить карту государственных границ владений аварского нуцала на этническую карту Аварии, то она покрывает в основном территорию собственно аварцев, оставив в стороне многие народности, входящие в аварскую группу языков...».

Кроме того, надо учитывать, что составление «Завещания» проходило не в самом нуцальстве, а «во время собрания владетелей на Андийской горе».
Наверняка «владетели» собрались не ради того, чтобы присутствовать при диктовке Андуник-нуцалом Али-Мирзе Андийскому текста завещания, а намеревались решить многие вопросы, касающиеся общественно-политической жизни Дагестана и сопредельных территорий. Потому, выказывая свою миролюбивую политику в отношении соседей, Андуник-нуцал, можно полагать, подтвердил это документально, завещая найти приемлемый подход к пограничным владетелям.
Кроме того, в конце XV века, коим датирован памятник, власть Казикумухского шамхала, который был валием Дагестана и Черкессии, была особенно сильной. Потому некоторые из списков этого «завещания» находятся рядом со списками «Тарихи Дербенд-наме».

Что касается личности «визиря кадия» Али, имевшего титул мирзы, то, по преданиям, он был человеком, распространившим ислам среди андийцев. После разгрома Асак-Тимуром ближайшего сподвижника Тохтамыша Елука (или Утурку), в Андию был послан младший сын Казикумухского шамхала Мака-Магомед. Внуком этого Мака-Магомеда был Али, получивший почетное прозвание Мирза. Потому важность «Завещания» как акта добрососедства закрепилась авторитетом Али-Мирзы, потомка Казикумухского шамхала.

Интересен здесь и момент описания границ Дагестана — Кайтаг, Табасаран, Казикумух и «вилайят Авар». Остальные владения, перечисленные в документе, нуцал не относит к дагестанским и не перечисляет их военно-политические возможности. Случайно ли это? Вряд ли. Видимо, эти владетели признавали власть Казикумухского шамхала, которому, кстати, по «Тарихи Дербенд-наме», союзниками приходились правители Кайтага и Табасарана. Если учесть, что аварские нуцалы не относились к шамхальской династии и считались потомками «неверного» Сураката, то понятно, почему Андуник (Андроник) при всех владетелях предостерегал своего племянника. И не о власти, силе и могуществе аварских нуцалов свидетельствует этот документ, а о том, что нуцалы сильно опасались потерять свое владение, потому завещали жить в дружбе («примите во внимание и поразмыслите над словами ваших почтенных предков относительно численности мужей в вилайате Дагестан»), чтобы сохранить власть.

Все списки «Завещания Андуника», переводы которых изданы исследователями, составляют, как легко в этом убедиться, одну редакцию. Они представляют интересы «вилайата Авар», впоследствии Аварского (Хунзахского) ханства. Но есть арабские тексты «Завещания Андуника», представляющие собой альтернативу упомянутой редакции, то есть вторую редакцию. Это — список РФ ИИАЭ ф. 16, оп. 1. Д. 498, находящийся в составе сборной рукописи, озаглавленной «Дербенд-наме», где кроме «Завещания» (л. 7а—7б) имеются и другие исторические сведения и список на одном листке из коллекции М.-С. Саидова, в котором сначала идет отрывок из труда Мухаммада Рафии «Тарихи Дербенд-наме», а затем «Завещание». Вот такой текст в этой редакции:


«Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Да благословит и приветствует Всевышний Аллах своего пророка Мухаммада — мир ему, это завещание Андуника, сына Ибрахима, эмира вилайата Хайдак, почтенного, возвеличенного, обладателя мощи и побед, и власти в бою — своим племянникам (букв.: «двум сыновьям своего брата») Булач-нуцалу, эмиру вилайата Авар и Хаджиали — шамхалу, эмиру вилайата Гидатль (Хид), да поведет их Аллах правильным путем. Возьми ключи семи ворот к вам (букв.: «к вам обоим»). Первые — Алихиличилал, эмиры Дженгутая, эмиры Баклулал, Андал, Ккуруссел, Хушдудасел, Семиземелье. Если вы возьмете эти ключи, то соль, мед, виноград, рыба, железо и все остальное, в чем нуждается человек, — будет у вас, прибудет к вам. А если нет — то все это убежит от вас и вашего общества. Затем примите во внимание и пределы четырех земель, которыми владели ваши сильные предки, и распоряжайтесь ими так, как распоряжались ваши предки. Первая — на западе от Мийасухатан, вторая — на востоке, со стороны Маджадирмит, на юге — от майдан Талу, четвертая — на юге — от Сала-миир. Затем разделите эту землю между собой так, чтобы то, что на горе — к западу Сала-миир — Булач-нуцалу, эмиру Авар, а то, что под горой — к востоку и майдан Талу, — Хаджиали-шамхалу, эмиру вилайата Гидатль (Хид). Затем примите во внимание и поразмыслите над словами ваших почтенных предков относительно численности мужей в вилайате Дагестан — их двести десять тысяч: семьдесят тысяч у Табасарана (Тафасарана), тридцать тысяч — у Хайдака, сто тысяч мужей — в обществе (аскар) фадишаха гумукского (ал-Гумуки), сорок тысяч — это общество (джундж) нуцала и Хаджиали шамхала, а это два последних — они превосходят другие общества мощью своих крепостей из-за отсутствия необходимости в выезде.

О, сыновья моего брата! Будьте старательны в деле преступления этих границ, и не оставляйте у других ни пяди своей территории, если вы станете эмирами, подобно вашим храбрым предкам. Это — это (вот и все!).

Составитель этого тариха и этих высказываний (аквал) — кади эпохи, шейх шейхов Али-мирза из Анди (ал-Анди), во время съезда эмиров на этой горе.

И они разделили эту землю на этом указанном месте. И дело было улажено между ними тогда. Были свидетели — эмиры, улемы, умные и сведущие и другие люди. Составлен он (этот тарих) в году девяностом и восьмисотом по хиджре. Это было совершено на память, на будущее и для предотвращения забвения.
Что касается земель, которыми пользовались Булач-нусал и семья его, его скот — это от Сивуха до Итикардах (по-видимому — Ингердах), а также земель, которыми пользуется Хаджиали-шамхал, его семья, его скот — от Хатниха до Ашраб-Калти. В их владении (ихтийар) были другие горы, помимо этой».


Скорее всего, именно эта редакция была первоначальной, и последующее «исчезновение» из текста имени Хаджиали-шамхала Гидатлинского указывает на последующее ухудшение отношений между этими владениями. В пользу этого выступает и дошедшее до нас «Сказание о Хочбаре». А дальнейшая «подчистка завещания» в пользу одного Булач-нуцала характеризует последующий драматизм событий, когда Хунзахские нуцалы предпринимали попытки всеми доступными способами расширить границы своих владений.

И никак не получается, что это было программой, «суть которой было воссоздание Сарирской державы» и которая была утверждена «на собрании князей, ученых, мудрецов и остальных людей государства, которое было проведено на Андийском хребте».

Если следовать мнению профессора М. Агларова,
«...завещатель разумел не овладение, а военно-политический союз с семью политическими образованиями, который усилил бы ханство настолько, что дало бы возможность военной экспансии на восток к морю и на юг, откуда и будут поступать блага — все, в чем человек нуждается». Но здесь не совсем понятно, против кого направлен союз и почему Аварское ханство надо было усилить съездом на Андийском хребте, на территории вассалов шамхала, где военной силы больше, чем в пять раз.

Резюмируя сказанное, хочется заметить, что не о войне и захватах мечтали наши предки, а о дружбе и взаимовыгодном общении.


источник


«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: