dashkkyar | Дата: Суббота, 26.01.2013, 02:31 | Сообщение # 1 |
Группа: Модераторы
Сообщений: 269
Статус: Оффлайн
| Табасараны - один из древних народов Дагестана и Кавказа. Как правило, самоназвание народности не совпадает с названиями, под которыми соответствующая народность была известна соседям. Так, кюринцы табасаран называли къабгъан, кайтаги - шилан, агулы - уханар и т.д. По свидетельству Я. Лазарева, «на севере Дербента жили «табаснарты ришасюк» называемые ныне табасаранцами» (ЦГИА Арм.ССР. ф. 42, оп.1, д.32).
Этноним «табасараны» претерпел ряд изменений. В древнеармянских источниках они известны как таваспары, а в арабских -«табарсараны», у Ал-Гарнати «табарсала» (Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати. С.49). Как пишет А.Дирр,«табасаранцы» называют сами себя табасаран или реже табасаранцы (Современные названия кавказских племен. СМОМПК, вып. ХХХХ. с. 17).
В различных изданиях написание этнонима «табасаран» встречается по разному. Так, в «Большой советской энциклопедии», в «Советском энциклопедическом словаре», в «Советской исторической энциклопедии», энциклопедиях «Народы России», «Народы и религии мира», в «Очерках истории Табасарана (1994г.)» и других изданиях - «табасаран», «табасараны». Свой этнографический очерк, посвященный проблемам табасаранского народа, М.Э. Аджиев назвал «Молчаливые табасараны».
Подобных примеров можно привести еще. Но зато в отдельных изданиях, у А.Комарова (с. 19), в «Орфографическом словаре русского языка», в «Словаре названий жителей СССР», (с. 83) и др. жители Табасарана названы табасаранцами. Следует отметить, что разнобой имел место в написании этнонимов и некоторых других дагестанских народов. Так, например, известный общественный деятель С. Габиев писал не лакцы, а лаки, (см. его труд «Лаки, их прошлое и быт»), а этнограф - кавказовед Г.Ф. Чурсин писал не аварцы, а авары. Его этнографический очерк называется «Авары» и т.д. Но названия этих и других народов, у которых был разнобой в написании этнонимов, давно уже унифицированы.
Согласно нормам русского правописания этноним табасараны следует писать без - «цы».
Известный специалист по правописанию Д.Э.Розенталь считает: «Многие имена существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в родительном падеже множественного числа форму без окончания (так называемое нулевое окончание). Сюда относятся названия некоторых национальностей, главным образом на «н» и «р» (жить среди): англичан, армян, грузин, осетин, туркмен, турок, хазар и т.д.; но: негров, сванов, монголов, узбеков, якутов; колебания: сарматов - сармат и некоторые другие» (Справочник по правописанию и литературной правке. М. 1985 § 154. С. 197).
В трудах многих дворянско-буржуазных авторов ХVIII-ХIX вв. обозначение этнонима табасаранского народа встречается написанием «табасаранцы».
Сейчас, когда у всех народов возрос интерес к своему прошлому и наука достигла таких успехов, что представлена возможность пересмотра и уточнения отдельных вопросов истории, в том числе и связанных с названиями этнонимов некоторых народов, пора унифицировать названия этнонимов обозначающих народы, в том числе этнонима обозначающего табасаранский народ и рекомендовать в дальнейшем писать в изданиях, в документах не табасаранцы, а табасараны, что соответствует нормам правописания этнонимов согласно Д.Э.Розенталю.
«Диндин асулар шубуб - Иман, Ислам, Суннат ву»
|
|
| |