Культура табасаранцев

  В Дагестане этнические границы сближены,так,как нигде в другом месте земного шара. Размеры территории,занимаемой тем или иным дагестанским народом, измеряются десятками километров, а то и немногими километрами. При этом культуры отдельных народов отличаются самобытностью и внутри дагестанского историко-культурного региона.Мы познакомимся с культурой табасаран, территория которых непосредственно примыкает с запада к району Дербента.

 

  Материальная культура табасаранцев, как и культура любого народа, имеет ряд специфических черт и является одним из проявлений состояния экономики, особенностей природно - географических условий (экологии), культуры и общественного сознания народа. На формирование материальной культуры оказывает влияние целый ряд факторов : естественно - географические условия, хозяйственная деятельность, этнические традиции, социальные преобразования, внешние факторы и т.д.  Поселения табасаранцев складывались на протяжении многих веков под влиянием социально - экономических, политических и природно - географических условий. При выборе места для поселения табасаранцы руководствовались несколькими принципами, главными из которых являлись : безопасность (труднодоступность); наличие вокруг поселения земли, годной для пастбищ,сенокосов и пахоты; наличие водного источника вблизи поселения.

   В различные исторические периоды и в конкретных естественно - географических условиях, в зависимости от конкретной обстановки, вышеприведённые факторы не являлись постоянными, "наблюдаются колебания в силе их действия : периоды усиления и ослабления". Однако соображения обороны, а также стремление к экономии пахотной земли были главной причиной неудобного расположения поселений, особенно в Верхнем Табасаране. 

   Жилища табасаранцев, так же, как и поселения, складывались на протяжении длительного времени под влиянием различных факторов (социальных, экономических, природных). В различные исторические периоды в жилище происходят определённые перемены; изменяются функции жилища, материал и техника постройки, внутренняя планировка дома, назначение помещений, этажность, форма перекрытий, виды покрытия, формы отопительной системы, интерьер и внутреннее убранство жилых помещений и т.д. Характер жилища табасаранцев определяется географическими условиями, рельефом местности, наличием определённого строительного материала. Так, в Верхнем Табасаране острое малоземелье, специфика хозяйства, оборонный фактор привели к значительной скученности и тесноте жилищных построек. Здесь редко можно встретить обособленный дом. Обычно все дома распологаются в непосредственной близости друг от друга, образуя сплошную стену. Многие дома не имеют даже дворов ( с.Сертиль, Кужник, Джули, Яргиль, Хоредж, Кондик и др.). Встречаются дома с небольшим двориком перед домом, где обычно держат сельскохозяйственный инвентарь. Тут же под навесом находится небольшая печь - "терюн" для выпечки хлеба. На дворе обычно нет никаких хозяйственных построек. 

   Значительно менее скучены дома в Нижнем Табасаране. Это обычно дома - усадьбы без приусадебного участка, но с арзнообразным числом усадебних построек. Только селения, граничащие с Дербентским районом, определённое место на участке, обычно позади дома, выделяли под огород. В целом, как и Верхнем, так и в Нижнем Табасаране усадьбы как таковой не было. В некоторых сёлах её заменяет небольшая площадка - двор. Пахотные поля, сады, виноградники, ореховые деревья обычно разбросаны вокруг селения небольшими клочками, собщей изгородью (со стороны дороги) для группы участников. Перед домом или на краю села находятся все остальные хозяйственные постройки, кроме хлева. Существенный элемент табасаранской усадьбы составляют ограды. Самыми прочными считались заборы из камня вокруг дома. Высота каменных оград достигала 2 - 2,5 м. Распространённым материалом для оград служит плетёнка ( "джаг")из стволов фундука. Существовали два вида плетения : горизонтальное и вертикальное. Большие ворота устраивали с помощью горизонтального плетения, маленькие калитки плели вертикально. Некоторые состоятельные люди делали дощатые ворот, иногда арочной формы (с.Кондик, ЧIере). 

   В XIX - начале XX вв. в Табасаране были известны следующие типы жилища : одноэтажный - "жилин хулар", двухэтажный - "кьюб мертебайин хулар" (их ещё называли "гьавайин хулар" - воздушный дом), трёхэтажный, реже четырёхэтажный. В послереволюционный период в жилище табасаранцев происходят определённные изменения : меняется внутренняя отделка дома. Однако в этот период строительство домов нового типа происходило очень медленно. Первоначально, восновном перестраивались старые жилища. Продолжалось деление больших комнат на несколько маленьких. Но делили комнаты не плетёнкой, а при помощи капитальных стен. Иногда к старому дому делали пристройку. А хлев по-прежнему оставался в нижнем этаже. Лишь в отдельных домах происходили существенные перестройки. 

  Национальная одежда

   Одежда табасаранцев изготовлялась преимущественно из материала, который производился в их натуральном хозяйстве. Наряду с тканями домашнего производства одежду шили и из привозных тканей, которые приобретались в основном в порядке обмена. С проникновением в табасаранские сёла фабричных тканей, особенно дешёвых, спрос на кустарные ткани и другие изделия постепенно падает. К концу XIX в. домотканное сукно, льнянное и хлопчатобумажное полотно частично выходят из употребления. Однако соотношение местных и покупных материалов зависело целиком и полностью от материальных возможностей, социальногоположения жителей. Привозные ткани ценились дорого и были доступны, главным образом, богатым людям и в основном употреблялись для шитья праздничной одежды. Поэтому для основной массы населения главным источником получения материалов для одежды вплоть до 30-х гг. XX столетия оставалось домашнее производство. 

  Мужская одежда и головные уборы

   Мужская одежда по своей внешней форме схожа с одеждой других народов Дагестана. Сходство проявляется не только в форме и покроях одежды и обуви, но и в способах их ношения. В то же время она имеет и некоторые свои локальные варианты. 

   В XIX - начале XX вв. мужская одежда табасаранцев состояла из следующих основных частей : черкески - "чуха" ("хуччич"), бешмета - "валжагъ", рубашки - "ккуртт", штанов - "хужаг", шубы - "ургам" (разновидности - "кавал ургам", "чубухайрайн ургам"), папахи - "бачукI" и обуви. Материалом для изготовления головных уборов служили овчина, сукно, войлок, каракуль. Для изготовления нарядных папах использовалась шкурка высокого качества, которую вырабатывали из улучшенной породы овец. Выбирали шерсть естественных цветов - чёрную, белую, серую. По форме, покрою и материалу можно выделить следующие типы мужских шапок : "парах бачукI" -традиционный головной убор, распространённый повсеместно, сшитый целиком из простых шкурок длинноворсных овец. "Парах бачукI" (разновидности "ашли бачукI", "хункI") являлся повседневным и рабочим головным убором, который носили бедные крестьяне. Одновременно с "парах бачукI" носили папахи "шиш бачукI". она являлась парадной и выходной для беднейших крестьян и повседневной для состоятельных табасаранцев. "Шиш бачукI" шили из шкурок местных улучшенных пород овец. По форме она была высокая, конусообразная с суконным верхом. Некоторые состоятельные мужчины носили каракулевые шапки - "бухара бачукI". По форме они были различные - конусообразные,расширяющиеся кверху, сплошь каракулевые и с бархатным верхом. 

   В настоящее время в сёлах мужчины носят те же головные уборы, что и в городе - шляпы, фуражки, ушанки, меховые (ондатровые, норковые) шапки.В тоже время во всех сёлах некоторые представители старшего поколения всё ещё продолжают носить традиционные меховые шапки. 

  Женская одежда и украшения

   Материалом для женского костюма служили изделия домашнего производства из льна, шерсти, хлопка. Наряду с домотканными материалами использовались и фабричные ткани, нефабричные восточные ткани (узорнотканный шёлк -"хара", золототканный шёлк - "дарай", бархат), приобретавшиеся состоятельными людьми в местных лавках или в Дербенте. Женская одежда табасаранок состояла из следующих основных компонентов : рубахи - "ккуртт", штанов - "хужаг", верхнего платья - "валжагъ", платья - "булушка (позднее), обуви, различного рода головных платков. 

   Немаловажное значение женщины придавали и украшениям. Почти все украшения заказывались ювелирам или покупались готовыми. В конце XIX - начале XX вв. в Табасаране был распространён ряд украшений, главным из которых являлся пояс - "камар". "Камар" был двух видов - кожаный или матерчатый с нашитыми серебряными украшениями и с серебряной пряжкой и целиком серебряный. Табасаранки носили кольца - "тIулсан" (лит."тIулбан") и серьги - "сиргьйир" ("ибарикахьрудар"). Некоторые женщины носили на запястье браслеты. 

  Пища

   Характер пищи табасаранцев определялся природными и географическими условиями, их хозяйственной деятельностью, этнокультурными традициями. В связи с тем, что основными отраслями хозяйства табасаранцев были земледелие и скотоводство, в их пищевом рационе преобладали продукты земледелия и животноводства. В горной зоне, где преобладало скотоводство, сочетавшееся с небольшим по объёму земледелием, преобладала мясо - молочная пища. Здесь ощущалась постоянная нехватка хлеба. Поэтому жители Верхнего Табасарана мясо, сыр, шерсть постоянно выменивали на зерно. В Нижнем предгорье имелись удобные для земледелия, садоводства и виноградарства земли. Здесь занимались и разведением домашней птицы. Во многих селениях здесь был избыток хлеба. Поэтому больше было блюд из муки и злаков, молока и молочных продуктов. Основное повседневное блюдо - хинкал с мясом и без мяса. Приправой для хинкала служили: кислое молоко с чесноком и толчёными орехами. Готовили пироги с начинкой (из дикорастущих трав, творога, варёного на молоке риса, рубленого мяса, из требухи, яиц и молока), блины. Готовили голубцы, пельмени, плов, каши (крупяные, мучные), блюда из птицы. Молочные продукты: свежее и кислое молоко, творог, сметана, масло, сыр, айран (пахта). Хлеб (лепешки) на закваске, реже пресный. Употребляли в пищу овощи, зелень, фрукты (садовые, дикорастущие), сладости. Основной напиток - айран.

   Кухню табасаранцев равнинной части (селения, граничащие с нынешним Дербентским районом) значительно разнообразили некоторые огородные культуры, бахчевые, фрукты, виноград. Помимо всего этого, во всех сёлах Табасарана занимались собиранием дикорастущих трав и лесных плодов, которые имеются в достаточном количестве. 

   Интересны детали обычаев, труда и быта хучнинцев и их соседей. Так, в Верхнем Табасаране было принято, идя работу, брать с собой продукты, в том числе кислое молоко. При наступлении обеденного перерыва крестьяне, как правило, располагались у дороги или у родника. Прохожие приветствовали сидящих, и все, кто бы в это время ни проходил мимо, приглашались еде. Продукты всегда делились поровну. Сложнее было с кислым молоком: было принято разбавлять его водой в таком количестве, чтобы каждому присутствующему доставалась достаточная порция. Но так как молоко нельзя разбавлять бесконечно, то был установлен и предел: разбавлять можно до тех пор, пока по цвету молоко не сравняется с голубизной неба. Обычное приветствие в Табасаране, как и везде,- салам. Однако человека, занятого работой, приветствуют особой фразой: "Пусть удесятерятся твои силы"

Категория: Культура | Добавил: Admin (03.09.2012)
Просмотров: 5246 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar